Руководство по монтажу водоотводных бетонных лотков

Маркировка и виды лотков для теплотрасс

Основным документом, регламентирующим размеры лотковых конструкций, является Серия 3.006.1-2.87, в ней описана и их маркировка, состоящая из следующей последовательности буквенных и цифровых символов:

  • Л — лоток, аналогично обозначается и плита, которая его накрывает (литера П);
  • д — ставится позади первой цифры указывает на доборные изделия;
  • цифры от 1 до 38 — означают порядковый номер типоразмера и конструкции изделия;
  • Число за дефисом обозначает равномерно рассредоточенное по площади 1 квадратный метр (м2) давление по вертикали в килограмм-силах (кгс), но чаще в тонна-силах(тс), которое выдерживает изделие;
  • а — литера после второй цифры обозначает марки со стальными закладками.

Существует еще одна Серия 3.006.1-8 рабочих чертежей и типоразмеров лотковых элементов с отверстиями, имеющая иное условное обозначение. В ней буквенные символы и цифры согласно их позициям означают следующее:

  1. КЛ —  лоток, ПТУ — перекрывающая угловая плита, ПДУ — плита днища угловая, ПТО — плита с отверстием, ЛКО — лотковое изделие с отверстием;
  2. последующие три цифры означают длину, ширину и высоту изделия в сантиметрах;
  3. последнее число после дефиса —  расчетная нагрузка в тс/м2.

Конструктивные и размерные параметры лотка ЛК 300.180.120-6 из Серии 3.006.1-8

Из лотковых элементов монтируют подземные сооружения, которые делят на две группы:

  1. каналы — изделия, имеющие чистую высоту менее 150 см;
  2. тоннели — инженерные коммуникации из лотков высотой 180 см и более.

Маркировка каналов и туннелей имеет буквенно-цифровое обозначение по аналогии с лотками и состоит из символов:

  • КЛ — лоточные каналы, накрываемые плитами;
  • КЛп — каналы лотков, которые опираются на плиты;
  • КЛс — Конструкции из двух ЖБИ, опирающихся на торцы боковых стенок друг друга.

Цифра после буквенного обозначения указывают ширину канала в сантиметрах, следующая цифра — высота лотка в сантиметрах. Цифровой символ после дефиса — рабочая нагрузка в тс/м2.

Характеристики лотков крайних типоразмеров по Серии 3.006.1-2.87

III.УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

Земляные работы по отрывке котлованов под
раструбы и траншеи под блоки лотка должны быть выполнены до монтажных работ.

Блоки должны быть заблаговременно
доставлены к месту работ. У котлована выходного раструба выгружают блоки
выходного раструба и несколько блоков лотка (в зависимости от величины вылета
стрелы автокрана). Остальные блоки лотка выгружают вдоль траншеи у мест стоянок
автокрана, а у котлована верхнего раструба выгружают блоки верхнего раструба.
Блоки должны быть сложены так, чтобы они не мешали проезду автокрана.

Щебень для щебеночной подготовки
разгружают у обеих раструбов и промежуточных упоров.

Земляные работы по устройству траншеи
лотка выполняет звено рабочих в составе: машиниста экскаватора 6 разр., и
землекопов: 3 разр. — 1, 2 разр. — 2.

Землекопы выполняют работы по грубой
планировке траншеи и котлованов после работы экскаватора с копанием траншей под
упорные шпоры и под упоры, а затем окончательно планируют дно траншеи под рейку
с приданием уклона.

Монтаж блоков выполняет звено в составе:
машиниста автокрана 5 разр. и монтажников конструкций: 4 разр. — 1, 3 разр. —
2.

В процессе выполнения работ монтажник
конструкций 4 разр. дает указания машинисту автокрана на подъем и опускание
блоков, следит за их правильной установкой.

Монтажники конструкций 3 разр. стропуют
блоки и направляют их к месту укладки, а также устраивают щебеночную
подготовку.

Для отрывки траншеи и котлованов, засыпки
пазух грунтом с уплотнением и окончательной планировки поверхности около лотка
привлекаются: машинист экскаватора 6 разр., машинист компрессора 4 разр. и
землекоп 3 разр.

Размеры

Лотки изготавливают прямоугольной и трапециевидной формы с уклоном внутренних стенок. Их основные размеры:

  1. длина по стандарту составляет 5970 мм, такой типоразмер имеют небольшие ЖБИ начальных номеров (по усмотрению производителя их длина может быть и 2970 мм). Более тяжелую крупногабаритную продукцию начиная с номеров Л25 (масса больше 5 тонн) для удобства транспортировки и монтажа выпускают размером в 2970 мм;
  2. для всех доборных изделий с индексом д принята стандартная длина в 720 мм;
  3. ширина лотков лежит в диапазоне от 420 мм до 4000 мм со следующей градацией: 420 мм (Л1); 570 мм (Л2); 780 мм (Л3 — Л5); 1160 мм (Л6 — Л9); 1480 мм (Л10 — Л13); 1840 мм (Л14 — Л18); 2160 мм (Л19 — Л22); 2460 мм (Л23 — Л26); 2780 (Л27 — Л30); 3380 (Л31 — Л34); 4000 (Л35 — Л38);
  4. высота стенок возрастает с увеличением порядкового номера и лежит в диапазоне от 360 мм для Л1, Л2 до 1700 мм для Л38.
  5. толщина стенок от 40 мм (Л1) до 100 мм (Л38);
  6. ширина внутреннего канала — от 300 мм до 3600 мм;
  7. высота лотка изнутри от 300 мм до 1500 мм;
  8. толщина дна — от 60 мм до 200 мм.
  9. масса лотков изменяется от 0,9 т для Л1 при объеме бетона 0,34 м3 до 9,38 т при объеме материала 3,75 м3 для Л38.
  10. плиты типа КЛ и КЛп выпускают протяженностью по 2990 мм, для ЖБИ с внутренней шириной 300 и 450 мм длина плит составляет 740 мм.
  11. для доборных ЖБИ по 720 мм протяженность перекрывающих плит равна 740 мм.

Схема монтажа ЖБ каналов

Материал изготовления

Лотки производят в соответствии с ГОСТ 13015.1-2003, в нормативном акте Серия 3.006.1-2.87 приведены рабочие чертежи и обозначены следующие стройматериалы, из которых производят лотковые ЖБ изделия:

  1. основной компонент их изготовления — бетон класса прочности на сжатие В15, В25, В30, В35, что соответствует прочностным маркам бетона М200, М300, М400, М450;
  2. для армирования используется арматура класса AI, AIII (ГОСТ 5781-82), проволока BpI (ГОСТ 6727-80);
  3. при устройстве закладок используют сталь ВСт3кп2 (по ГОСТ 380-71 это конструкционная углеродистая сталь, В — поставляемая по нормируемым химическим свойствам и физическим параметрам, кп — кипящая, сп — спокойная, пс — полуспокойная);
  4. анкерные элементы производят из стали класса AIII (по ГОСТ 5781-82);
  5. для производства монтажных петель берут сталь класса AI марки ВСт3сп2 или ВСт3пс2. Использование последней в температурных условиях ниже -40 °С недопустимо.

Лотки армируют каркасными и сварными сеточными элементами согласно чертежам и схемам фиксации арматуры из Серии 3.006.1-2.87, при этом толщину защитного бетонного слоя принимают равной:

  1. при стенках монолитной конструкции меньше 10 см — 1,5 см;
  2. при стенах изделий более 10 см — 2 см с допустимым отклонением +5 мм.

ЖБ канальные и тоннельные элементы по Серии 3.006.1-2.87 — параметры

Назначение

Железобетонные лотки (ЖБЛ) для теплотрасс благодаря широкому ряду типоразмеров применяют не только по прямому назначению, но и для других целей как в бытовом хозяйстве, так и в строительной, коммунальной, и промышленной сферах.

Железобетонные лотки для теплотрассы играют следующую роль:

  • Предохраняют водопроводный, газовый, паропроводящий трубопровод или кабель от физического давления помещенного над ним грунта.
  • Обеспечивают дополнительную тепловую защиту трубопровода, экономя при этом финансовые средства на подогреве воды, пара или иного теплоносителя.
  • Так как подземный лоток накрывается сверху защитной крышкой и промазывается снаружи гидроизоляцией, в него не проникает влага — таким способом происходит предохранение от коррозии внутренних инженерных коммуникаций.
  • Также ЖБ лоток для теплотрассы не допускает контакта трубопровода с почвой, различными биологическими организмами и животными. Это повышает коррозионную стойкость трубопровода и существенно увеличивает срок его службы.
  • Бетонный лоток для теплотрассы предохраняет трубопровод от физического воздействия почвы при ее просадке, смещении в результате землетрясений или размыве грунтовыми водами.
  • Одно из популярных применений лотков — их установка для отвода различных жидкостей. Они могут использоваться в животноводческой отрасли сельского хозяйства на фермах скота для транспортировки жидких навозных стоков, организации водоподающих каналов. В мелиорации лотки находят применение при осушении болотистой местности. При ведении бытового загородного хозяйства с помощью лотков можно подводить воду на участок из открытых источников, колодцев, колонок, создавать каналы для отвода воды с территории.

Схемы армирования

Порядок водоотвода с полос разделения

Отвод поверхностных вод с полос автомобильных магистралей, полигонов для испытаний и насыпей, подвергаемых воздействию грунтовых вод, характеризуется перечнем индивидуальных характеристик. Чаще всего они обусловлены строго индивидуальным контурами направлений стока в плане, присутствия зацикленных площадей стекания и съездов с крупномасштабными разнонаправленными уклонами, соседством и взаимодействием с территорией города и т.п.

Руководство по монтажу водоотводных бетонных лотков

отвод воды с лотков

Разветвления транспортных артерий нуждаются в наиболее эффективном отводе воды и перенаправлении ее за пределы дорожного полотна. Водоотводящие системы должны обеспечивать стабильный, беспрепятственный сток жидкости, направляя ее по продольному уклону в необходимом направлении. Если съезды развязок автомобильных дорог пересекают насыпи, то для водоотвода применяют специальные пропускные трубы.

Монтаж и гидроизоляция лотковых конструкций

Монтаж каналов и туннелей проводят по СНиП III -16-80 (Правила работ при монтаже сборных бетонных и ЖБ конструкций) и СНиП III-4-80.

Основные правила проведения работ включают в себя пункты:

  1. Монтаж начинают после устройства подушки и проверки строительным инструментом уклонов и размеров канала.
  2. Лотки при установке цепляют за петли или пользуются захватами в виде прочных металлических стержней, пропущенных в противоположные стены ЖБИ.
  3. При укладке плит рекомендуется использование клещевых фрикционных захватов без использования петель. В зависимости от технологии изготовления плит для их монтажа могут быть использованы спецотверстия в изделиях, при отсутствии петель и отверстий применяют строповочные петли.
  4. Швы при укладке элементов заполняют раствором цемента марки 50, в местах деформации шовные проемы заливают битумом.
  5. Если прокладка проводится полуподземным методом, швы между перекрытиями заливают битумной мастикой со специальным наполнителем по СНиП III-20-74, регламентирующим проведение кровельных, гидроизоляционных и пароизоляционных работ.
  6. Все металлические соединения обязаны быть покрыты противокоррозионным составом, в тоннелях обетонированы по соответствующему узлу.
  7. Строповочные отверстия после установки замазывают цементом марки 50.
  8. Допускается монтаж лотковых коммуникаций без верхнего и нижестоящего перекрытия вне зданий со стенками высотой не более 60 см, и в цеховых каналах при углублении до 50 см.
  9. Допускается протяжка коммуникаций в открытых канальных проходах при отсутствующей нагрузке во время возможного осыпания земли или отсутствия крепежа стенок временными подпорками.
  10. В тоннелях закрытого типа коммуникации протягивают через монтажные проемы.
  11. Засыпку проложенных коммуникаций проводят равномерно распределенными слоями толщиной 20 — 30 мм с двух сторон согласно технологии производства земляных работ по СНиП III-8-76.
  12. Монтаж ЖБИ с закладочными элементами проводят по заранее нанесенным разбивочным рискам.

Укладка лотков с помощью спецтехники

Гидроизоляция

При возведении лотковых инженерных сооружений в районах с высоким уровнем грунтовых вод применяют следующие методы защиты туннельных и канальных конструкций от влаги:

  1. Устраивают дренаж, если его осуществление технически невозможно, проводят гидравлическую изоляцию. При этом уровень поверхностных вод считают на 1 м ниже отметки планировки грунта при углублении до 4,5 м и на 1 м меньше верха ЖБИ при углублении более 4,5 м.
  2. Гидравлическая изоляция на перекрытиях от проникновения подземных вод выполняется согласно СН 901-65, подготовленная основа под покрытие обязана иметь наклон в 4%.
  3. При прокладке используют следующие виды гидравлической изоляции:
  • холодную из асфальта;
  • горячую из асфальта;
  • оклеечную из битума;
  • композиционные материалы из кислот, петролатума, битумной мастики.
  1. Наружные поверхности изделий вне зоны грунтовых вод обмазывается битумной гидроизоляцией. При прокладке тепловых сетей для защиты от поверхностных вод руководствуется соответствующим СНиП II-36-73.
  2. Для повышения долговечности ЖБ конструкций, снижения трудоемкости и стоимости проводимых работ, применение гидроизоляции рекомендуется проводить при уровне грунтовых вод до 20 м.
  3. Проведение работ регламентировано указаниями СН 301-65 (п.2.1) и требованиями СНиП 2.03.11-85 относительно защиты строительных конструкций от коррозии при агрессивном воздействии водной среды.
  4. Гидроизоляционное противонапорное покрытие должно располагаться на высоте не менее, чем 0,5 м над максимальным уровнем грунтовых вод.
  5. Сборные лотковые элементы каналов и тоннелей должны размещаться на подушке из бетона марки 100 толщиной не менее 10 см, по краям подготовка должна армироваться сетками.
  6. Если подготовка проводится в агрессивной водной среде, ее выполняют из бетона высокой плотности группы не ниже В6 по водопроницаемости.
  7. Другая технология создания подготовительной подушки в траншее — втрамбовывание в грунт щебня с его последующей проливкой битумом до полного впитывания.
  8. Гидроизоляционная узлы, деформационные швы, защитные ограждения, детали пропуска через гидроизоляционный слой труб, кабелей, должны выполняться в соответствии с СН 301-65

Стоимость лотков

Широко применяемые в промышленности, строительной сфере, коммунальном и сельском хозяйстве ЖБИ лотки теплотрасс выпускают для организации открытых и закрытых каналов, туннелей под землей и на ее поверхности. Значительное количество типоразмеров, доступность, простота монтажа, невысокая цена, существенно расширяют область их применения вплоть до бытового использования.

V.КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НА УСТРОЙСТВО ВОДОПРОПУСКНОГО ЛОТКАДЛИНОЙ 105 мС ДВУМЯ РАСТРУБАМИ

Шифр норм и расценок

Состав звена

Описание работ

Единица измерения

Объем работ

Норма времени,чел-ч

Расценка,
руб.-коп.

Норма-
тивное время на полный объем работ,чел-ч

Стоимость затрат труда на полный объем
работ, руб.-коп.

Т-16,
§ 2, № 2 б

Машинист

6
разр. — 1

Помощник
машиниста

5
разр. — 1

Разработка
грунта IIгруппы в траншее под лотки и в котлованах под раструбы
экскаватором Э-4010 с установкой машины, очисткой ковша, с передвижкой машины
в процессе работы

100
м3

0,57

6,6

4-92

3,76

2-80

ЕНиР,
§ 2-1-31, табл. 2, № 1 е

Землекоп

2
разр. — 1

Разработка
грунта IIгруппы в котлованах и траншее при зачистке с копанием
траншей под упорные шпоры и упоры

м3

6

1,25

0-61,6

7,50

3-70

ЕНиР,
§ 2-1-46, № 4 б

Землекоп

3
разр. — 1

Планировка дна
траншеи с зачисткой поверхности под рейку, с разравниванием грунта

100
м2

1,03

12,5

6-94

12,88

7-15

ЕНиР,
§ 4-4-88, № 4 а

Дорожные
рабочие:

4
разр. — 1
3 разр. -1
2 разр. — 1

Устройство
щебеночной подготовки слоем 10
см под
входной и выходной раструбы с приемом материала, разбивкой площадки,
разравниванием, планировкой и уплотнением вручную

100 м2

0,1

14,5

8-09

1,45

0-81

ЕНиР,§ 4-4-90, № 3 б, применительно

Машинист
крана

6
разр. — 1

Монтажники
конструкций:

4
разр. — 1
3 разр. — 2

Монтаж блоков
лотка и раструбов со строповкой, установкой, выверкой, расстроповкой блоков
при весе блоков до 1 т

1
блок

89

0,56

0-35,4

49,84

31-51

Т-16,
§ 3, № 1, применительно

Машинист

6
разр. — 1

Помощник
машиниста

5
разр. — 1

Планировка
поверхности около лотка с засыпкой грунтом экскаватором Э-4010 со срезкой
грунта до 0,1 м

100
м2

3,27

1,22

0-91

3,99

2-98

ЕНиР,
§ 2-1-45,

2 а
Табл. 3

Землекоп

3
разр. — 1

Уплотнение
грунта пазух пневматической трамбовкой

100
м2

0,45

1,95

1-08

0,88

0-49

Повременно

Машинист
компрессора

4
разр. — 1

Обслуживание
компрессора

чел-ч

0,88

1

0-62,5

0,88

0-55

Всего

81,18

49-99

VII.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

А. Основные материалы

Наименование

Единица
измерения

Количество

Блоки лотка
размером 0,8×0,55×4 м

шт.

20

Блоки
выходного оголовка (гасителя)

шт.

4

Блоки для входного оголовка

шт.

4

Плиты
перекрытия входного оголовка

комплект

4

Дождеприемные
решетки для входного оголовка

комплект

4

Пакля

кг

12

Цементный раствор

м3

0,6

Щебень

м3

4

Б. Машины, оборудование и приспособления

Наименование

Марка,
ГОСТ

Количество

Автокран

К-64

1

Экскаватор

Э-4010

1

Лопаты

ГОСТ 3620-63

4

Ломы стальные
типа ЛО

ГОСТ 1405-65

3

Рулетка типа
РС-20

ГОСТ 7502-69

1

Шуровки

ЦНИИС
Минтрансстроя

2

Конопатки

ГОСТ 11618-65

2

Шаблоны для проверки уклонов откоса

2

Пеньковый шнур

40 м

Четырехстропный захват

1

Тросы длиной по 3
м

2

Трамбовка

1

Стальной лист (боек)

1

Компрессор

ЗИФ-55

1

Виды бетонных лотков

Бетонные лотки изготавливаются методом прессования исходного материала, что придает дополнительную прочность изделию. В некоторых случаях, для придания дополнительной прочности, к бетону добавляются частицы металла. Железобетонные лотки водоотводные имеют более высокую стоимость, чем изделия из обычного бетона. Поэтому они применяются исключительно в тех случаях, где требуется повышенная прочность .

Устройство и основные характеристики

Оцинкованные стальные рельсы являются более дешевыми вариантами, чем алюминиевые, и они также обеспечивают некоторую защиту от окисления из-за цинка на его поверхности. Однако его недостатком является тот факт, что эта защита должна время от времени подкрепляться, представляя несколько меньшую эффективность.

Поэтапная установка рельсов

Первоначальный процесс установки водостоков — это измерение структур и определение направления потока воды. Для этого просто наблюдайте за кровлей вашей крыши и измерьте с помощью соответствующих инструментов, все комплименты пределов крыши, где позже будут установлены желоба. Затем необходимо определить местоположение сопла, то есть там, где будет установлена ​​труба, которая будет сливать воду с крыши на землю. Наиболее рекомендуемыми местами для установки форсунок являются места, где нет пешеходного потока и вблизи стоков или других систем потока. После определения необходимо будет отрезать обрезку к желобу, и такая отделка обычно выполняется с двумя миллиметрами на метр. Вскоре начинается процесс маркировки опор, которые будут иметь функцию поддержки желоба. Скобки варьируются в зависимости от типа дорожки, но рекомендуемое расстояние между ними составляет от 50 сантиметров до 1 метра. Помните, что это не правило, а рекомендация, и могут быть расхождения между показанными здесь мерами и мерами, определяемыми ответственным профессионалом. Затем установите опоры, которые получат желоб

Важно, чтобы использовались специальные материалы для крепления, такие как болты, втулки типа стены и опоры, которые достаточно прочны, чтобы выдерживать поток воды. Отверстия должны быть сделаны на стене с помощью сверла для установки втулок, а затем кронштейны будут закреплены винтами

Затем поправки должны быть сделаны, когда это необходимо. В некоторых типах желобов сплайсинг может быть ненужным, но в случае присутствия важно правильно их выполнять. Поэтому в соответствии с направлением обрезки перекрывайте детали так, чтобы поток воды не попадал непосредственно на шов, потому что со временем контакт с водой может нарушить соединение и повредить желоб. Затем установите водосточные желоба и аксессуары. При правильном приготовлении просто установите желоб в соответствующее место, удерживая его наиболее удобным способом, в зависимости от типа желоба. Также установите принадлежности для материалов, чтобы вся система была готова к работе в конце этого шага. И, наконец, завершение службы. Постоянный поток воды может привести к повреждению структуры, и это естественно. Чтобы свести к минимуму последствия, вы можете использовать продукты для защиты водостоков в зависимости от типа водосточного желоба. Обратитесь к поставщику и спросите о подходящих мерах для вашего типа желоба.

Часто задаваемые вопросы о желобах

Корыта представляют собой структуры, установленные на краю крыши, чтобы довести поток дождевой воды до более удобного места, принося потребителю ряд преимуществ и удобств.

Классифицировать лотки для ливневой канализации бетонные можно по классу нагрузки, которую они способны выдерживать:

  • Класс С250 применяется на автомобильных дорогах, интенсивность движения по которым характеризуется как малая или средняя, а так же в районе обустройства небольших парковок, предназначенных для стоянки легкового транспорта.
  • Класс D400 применяется на автодорогах, имеющих большую проходимость, в районе нахождения автозаправочных комплексов, скопления гаражей и в малых промышленных зонах.
  • Класс Е600 предназначен для устройства водоотвода с автомагистралей, больших промышленных предприятий и железных дорог.
  • Класс F900 имеет наибольшую прочность и применяется для водоотвода с территории аэропортов, портов и крупных логистических центров.

В бытовом строительстве применяются лотки водоотводные полимербетонные (стоят дешевле бетонных) или бетонные класса С250.

Все бетонные лотки можно разделить и по их параметрам. В настоящее время выпускаются лотки стандартной длины, составляющей 1 м, и различного внутреннего сечения, которое может изменяться от 100 мм до 500 мм.

Как изготовить лоток Пошаговая инструкция.

Если вы решили изготовить водоотводящий лоток своими руками, то действовать следует в контексте следующей схемы:

Начать следует с подготовки форм для заливки. Вопреки расхожему мнению, они могут быть не только металлическими, но и полимерными

Крайне важно тщательно обработать внутренние стенки формы машинным маслом. После смазывания формы, необходимо закрепить в ней арматуру;
Крепить части арматуры следует не только относительно формы, но и относительно друг друга

Как правило, этот этап работ реализуется с помощью газовой или электрической сварки.
Зафиксировать формы следует еще до начала заливки, даже незначительная подвижность выбранных ёмкостей считается недопустимой и может отразиться на качестве готового изделия не лучшим образом.
Спустя неделю нужно аккуратно вытащить сформировавшийся канал из трубы, при необходимости нужно покрыть его слоем краски или любым антикоррозийным составом, не отличающимся шершавостью после высыхания. Это поможет повысить эффективность канализации за счет гладкой внутренней структуры.

На этом видео — кустарный метод изготовления

Даже при тотальном соблюдении описанной технологии срок службы лотка, изготовленного в домашних условиях может существенно отличаться от периода эксплуатации фабричного изделия, что само по себе логично. Однако, если следовать описанной схеме, то изготовленный вами лоток не будет уступать тому, который был изготовлен в заводских условиях по степени эффективности в процессе работы.

Смотрим как изготовить U — образный блок для отвода воды

Дороги для автомобилей и вспомогательные агрегаты на их территории серьезно страдают от деструктивного воздействия осадков и других атмосферных факторов. Осадки в виде дождя серьезно меняют режим эксплуатации дорог, поэтому их эффективный и своевременный отвод играет принципиальную роль.

Максимальный вред устойчивости конструкции оказывает т.н. свободная вода. Процесс эксплуатации сопровождается значительной усталостью дорожных покрытий, разрушением температурных швов, появлением трещин. Для того, чтобы максимально отсрочить этот процесс, применяются водоотводящие конструкции.

II.УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

Устройство лотков включает следующие
работы:

— отрывка котлованов под входной и
выходной раструбы и траншею под лоток экскаватором с зачисткой вручную;

— устройство щебеночной подготовки под
раструбы и промежуточные упоры;

— установка блоков лотка и раструбов
автокраном;

— засыпка пазух грунтом и планировка
откоса в зоне лотка экскаватором с трамбованием грунта.

Котлованы под раструбы и траншею для
лотка отрывают экскаватором на автомобильном ходу, оборудованным обратной
лопатой с зачисткой вручную.

Вынутый из котлованов и траншеи грунт
выгружают за внешней бровкой лотка, а при устройстве лотка в кювете выемки
вынутый грунт погружают на автосамосвал и вывозят в кавальер.

После ручной зачистки дно траншеи
планируют под рейку так, чтобы оно имело проектный уклон. На дне траншеи делают
разбивку положения упорных шпор блоков лотка и отрывают под них поперечные
траншеи. При лотках большой протяженности через каждые 10 блоков отрывают
траншеи для упоров. Под блоки упоров раструбов и промежуточных упоров траншеи
следует отрывать на 15-20 см шире для
возможного регулирования положения блока в плане. На входном и выходном
раструбах должны быть спланированы откосы для установки раструбных стенок.

Щебеночную подготовку слоем 10
см делают
под верхний и нижний раструбы и под блоки упоров, выравнивая щебень под рейку и
уплотняя его ручной трамбовкой. После устройства щебеночной подготовки
проверяют нивелиром отметки ее поверхности.

Монтаж лотка начинают с нижнего раструба
(рис. 2), устанавливают с помощью автокрана блоки упоров, на них укладывают
плиты лотка раструба, а затем устанавливают стенки раструба.

Руководство по монтажу водоотводных бетонных лотков

Рис 2 Общий вид лотка из телескопических
блоков:

1 — щебеночная подготовка; 2 — нижний упорный
блок входного оголовка; 3 — верхний
упорный блок входного оголовка; 4 — телескопические блоки; 5 — входные
раструбные стенки, 5 — плита лотка входного раструба, 7 — выходные раструбные
стенки, 5 — упорные блоки выходного раструба, 9 — плиты лотка выходного раструба

После проверки положения блоков швы между
ними заполняют цементно-песчаным раствором.

Первый блок лотка стропят за четыре
монтажные петли, подают автокраном к траншее, опускают до высоты 1
м над
грунтом и разворачивают по продольной оси. Затем блок, удерживая навесу, вводят
узким концом в нижний раструб до упора, при этом упорная шпора блока должна
попасть в подготовленную траншею.

Следующие блоки узким концом вводят в
конец предыдущего блока до упора и опускают на дно траншеи.

Перед установкой последнего блока лотка
устанавливают нижний упорный блок верхнего раструба и, после его рихтовки,
устанавливают последний блок лотка так, чтобы упорная шпора блока вошла в паз
упорного блока.

После установки всех блоков лотка производят
окончательное выравнивание блоков с помощью автокрана, а затем собирают верхний
раструб. Сперва устанавливают верхний упорный блок, затем укладывают плиту
лотка и стенки раструба, заполняют швы между ними цементно-песчаным раствором.

Засыпку пазух между лотком и откосами
траншеи делают экскаватором, оборудованным скребком. Вслед за засыпкой пазух
уплотняют грунт пневмотрамбовкой.