Как выбрать и нанести краску на батареи отопления

Отопительные батареи – обязательный элемент интерьера квартир и домов. Они выглядят красиво, когда имеют гладкую и чистую поверхность. Старые батареи с выцветшей и потрескавшейся краской заметны сразу. Нанести новый краситель на радиаторы несложно, однако важно соблюсти ряд требований, чтобы краска для батарей отопления сохраняла приятный внешний вид в течение длительного времени.

окрашенная батарея

Выбор краски для отопительных батарей и труб

Краска, используемая для радиаторов, должна удовлетворять следующим требованиям:

  • Устойчивость к высоким температурам;
  • Стойкость к ударам и истиранию;
  • Устойчивость к бытовым чистящим веществам;
  • Безопасность.

выбор краски для батареи

Для покраски батарей и труб отопительной системы предназначены красители таких видов:

  • Алкидные. Весьма распространенный вид, выпускаемый в широкой гамме цветов. Эти эмали стойкие к высокой температуре и механическим нагрузкам. Из недостатков – длительный срок высыхания, в течение которого сохраняется неприятный запах.
  • Акриловые. Достоинством выступает глянцевый блеск, сохраняющийся надолго. Этот вид обладает теми же недостатками, что наблюдаются у алкидных составов.
  • Водно-дисперсионные. Для этих красок в качестве растворителя используется вода, благодаря чему неприятный запах не образуется. Высыхание длится 40 минут – 1 час. После высыхания образуется пленка из полимеров, устойчивая к воде. Водно-дисперсионные составы появились недавно на рынке, поэтому они пока не получили широкого распространения.

Традиционно для чугунных батарей использовались белые эмали. Сейчас существует широкий выбор составов для окраски. Хорошо смотрятся радиаторы, выкрашенные в соответствии с интерьером и общим оформлением комнаты.

красный радиатор

Весьма необычно выглядят батареи и трубы, покрашенные в оттенки бронзового и золотого цветов. В качестве украшений наносятся узоры и орнаменты.

золотой радиатор

Подготовка отопительных радиаторов к окраске

старая краска на радиаторе

Во многом качество окраски зависит от тщательности подготовительных работ. Часто подготовка требует значительно больше времени, чем само нанесение краски.

Первым этапом выступает очистка поверхности. Загрязнения удаляются мокрой тряпкой. Старую эмаль лучше не удалять, если она прочно держится на батарее и не имеет трещин или вздутий. Чаще всего старое покрытие находится в плохом состоянии, и батарею нужно от него очистить. Следует удалять весь слой краски – если оставить прочно держащиеся куски, то новое покрытие не получится нанести равномерно, и будут видны выступы, с которых и пойдет разрушение нового слоя. В итоге новая поверхность прослужит намного меньше, чем могла бы при качественной обработке.

Для очистки поверхности от краски используются смывочные растворы, наносимые щеткой на поверхность батареи. После их нанесения радиатор укутывается пленкой. Приблизительно через час краска размягчается и удаляется шпателем. Очищенная поверхность затирается наждачной бумагой. Особенное внимание уделяется пятнам ржавчины. Их нужно зачистить до чистого металла, с этим поможет насадка на дрель в виде круглой щетки с металлическими волокнами. Также можно использовать составы для удаления ржавчины. Если несерьезно подойти к очистке от последствия коррозии, то чугунная батарея продолжит ржаветь, и краска не продержится долго.

После механической очистки сдувается пыль. Для обезжиривания подходит уайт-спирит или бензин-обезжириватель «Галоша». Аналогичные операции производятся с трубами отопительной системы. Очистку и обезжиривание необходимо проводить даже для новых конструкций.

На очищенный металл наносится антикоррозионная грунтовка. Она способствует увеличению адгезии и защищает конструкции от образования ржавчины. Лучше использовать грунтовку и краску одного производителя, это гарантирует хорошее сцепление.

Поверхности стен и пола вокруг радиаторов и труб защищаются от попадания красящих составов. Помимо «традиционных» тканей и газет удобно использовать малярный скотч. Его можно наклеить на поверхности, контактирующие с окрашиваемыми элементами.

Нанесение краски

красим батарею

Главное условие качественной покраски – выполнение работ при холодных батареях. Если требуется красить во время отопительного сезона, то радиаторы отключаются вентилями. Отключение всего стояка – сложная процедура, которую необходимо согласовать с соседями. При этом батареи должны остыть и оставаться холодными в течение застывания краски.

Инструмент для нанесения красящего состава состоит из двух небольших кистей с мягкими ворсинками. Одна кисть имеет прямую форму, ей выполняется большая часть работы.

широкая кисть

Труднодоступные места покрываются изогнутой кистью, какая позволяет покрасить конструкции со всех сторон.

изогнутая кисть

Вместо прямой кисти также можно использовать валик с плотной поролоновой насадкой.

Краска наносится сверху вниз. Сначала лучше покрасить внутренние поверхности и труднодоступные места, чтобы не попасть одеждой или руками в краску. После того, как высох первый слой, наносится второй. Это обеспечит равномерную толщину покрытия и гладкую поверхность.

Для окраски радиатора можно использовать краскопульты. Для этого лучше снять батареи. Однако таким образом будет сложно покрасить отопительные трубы со всех сторон, для них  лучше использовать изогнутую кисть.