Монтаж трубных соединений

Ход процедуры

Объявление о проведении гидравлических испытаний

В испытуемом оборудовании, трубопроводе или системе (контуре) создаётся пробное давление (во избежание гидроударов и внезапных аварийных ситуаций это производится медленно и плавно), превышающее рабочее на определяемую по специальным формулам величину, чаще всего на 25 %. При этом тщательно контролируют рост давления по двум независимым поверенным манометрам или каналам измерений, на этом этапе допускается колебание давления вследствие изменения температуры жидкости. В процессе набора давления в обязательном порядке должны быть приняты меры для исключения скопления газовых пузырей в полостях, заполненных жидкостью. Затем, в течение так называемого времени выдержки, оборудование находится под повышенным давлением, которое не должно падать вследствие неплотности испытуемого оборудования, что также внимательно отслеживается. После чего давление снижается до обоснованного расчетом на прочность значения, но не менее рабочего давления. На протяжении этих этапов персонал должен находиться в безопасном месте, нахождение рядом с испытуемым оборудованием строжайше запрещено. После снижения давления персонал проводит визуальный осмотр оборудования и трубопроводов в доступных местах в течение времени, необходимого для осмотра. В комбинированных сосудах с двумя и более рабочими полостями, рассчитанными на разные давления (например в теплообменниках), гидравлическому испытанию должна подвергаться каждая полость.

Оценка результатов

Оборудование и трубопроводы считаются выдержавшими гидравлические испытания, если в процессе испытаний и при осмотре не обнаружено течей жидкости и разрывов металла, в процессе выдержки падение давления не выходило за пределы, объясняемые колебаниями давления вследствие изменения температуры жидкости, а после испытаний не выявлено видимых остаточных деформаций.

Цена

При расчете цены следует учитывать не только стоимость погонного метра трубы из соответствующего материала, но и стоимость соединительных элементов, доставки, монтажа, сроков службы. Наиболее дорогая труба — медная. В настоящее время в индивидуальном строительстве постепенно, но достаточно активно отказываются от применения черных и оцинкованных труб. Что касается материалов труб и соединений, то для систем водоснабжения эконом- и бизнес-класса явным лидером в соотношении «цена-качество» являются полипропиленовые трубы. При строительстве домов категории «люкс» определяющими факторами в выборе материалов часто выступают другие критерии (например, дизайнерское решение), и цена не играет решающей роли.

Газопровод-водопровод

И все же без подводной сварки не обошлось. Дело в том, что каждая из ниток «Северного потока» состоит из трех секций. Различие между секциями — разная толщина стенок используемых труб. Пока газ идет от терминала в российской бухте Портовая к приемному терминалу на немецком берегу, давление газа постепенно падает. Это дало возможность использовать в центральной и финальной секциях более тонкостенные трубы и таким образом экономить металл. Вот только обеспечить соединение разных труб на борту трубоукладочных судов не представляется возможным. Сочленение секций происходило уже на дне — в гидроизолированной сварочной камере. Для этого на дно опускались трубоподъемные механизмы, которые отрывали от дна и точно позиционировали друг напротив друга плети отдельных секций. Для той же цели применялись надувные мешки с переменной плавучестью, обеспечивавшие вертикальные перемещения труб. Термобарическая сварка велась в автоматическом режиме, однако наладка оборудования сварочной камеры — сложнейшая водолазная операция. Для ее проведения под воду опускалась водолазная камера, где могла проходить декомпрессию целая бригада водолазов, и специальный колокол для спуска ко дну. Сварка секций проводилась на глубине 80−110 м.

Монтаж трубных соединений

Прежде чем использовать газопровод для перекачки топлива, его испытывали… водой. Еще до термобарической сварки каждая секция трубопровода прошла суровое испытание. Внутрь секций с помощью поршневого модуля была закачана предварительно отфильтрованная от взвесей и даже бактерий морская вода. Жидкость, нагнетавшаяся со специального судна, создавала внутри плети давление, превышающее рабочее, и такой режим поддерживался в течение суток. Затем вода откачивалась, и секция газопровода осушалась. Еще до того, как в трубопроводе появился природный газ, его трубы заполнялись азотом.

Прокладка газопровода по морскому дну — лишь часть проекта «Северный поток». Немало усилий и затрат потребовалось для оборудования береговой инфраструктуры. Отдельная история — это вытягивание нитки газопровода на берег с помощью мощной лебедки или создание механизма компенсации сезонного сжатия-расширения 1200-километровой нитки.

Строительство «Северного потока» вызвало немало дискуссий на разные околополитические темы — от экологии до чрезмерной роли сырьевого экспорта в экономике России. Но если абстрагироваться от политики, нельзя не заметить: трансбалтийский газопровод — отличный пример того, как продвинутые технологии и международная кооперация способны творить современные чудеса во вполне рабочем рутинном режиме.

Статья «Подводные нити» опубликована в журнале «Популярная механика»
(№8, Август 2013).

История

В 1863 году Дмитрий Менделеев предложил доставлять нефть с бакинских нефтяных приисков до морского порта не в бочках, а по трубам. Предложение не было принято. Спустя два года первый трубопровод построили в Пенсильвании, США.

В 1877 году Александр Бари и его помощник Владимир Шухов вновь выдвигают идею трубопроводного транспорта, опираясь и на американский опыт и на предложение Менделеева, и в 1878 году Шухов построил первый в России нефтепровод от Баку до нефтеперерабатывающих заводов.

По инициативе Менделеева в 1896—1906 годах по проекту Шухова был построен первый магистральный продуктопровод диаметром 200 мм, длиной 833 км для перекачки керосина из Баку в Батуми, который стал самым крупным трубопроводом в мире. В 1910—1913 годах построен нефтепровод «Грозный — Махачкала» диаметром 200 мм, длиной 162 км. После 1925 года построены нефтепроводы диаметром 250 мм: «Баку — Батуми» длиной 834 км, «Грозный — Туапсе» длиной 49 км.

В 1931 году построен продуктопровод диаметром 300 мм «Армавир — Никитовка» длиной 445 км, а к 1941 году — «Махачкала — Грозный», «Гурьев — Орск», «Малгобек — Грозный» и др.

В 1937 году в Особой Краснознамённой Дальневосточной армии были проведены учения, на которых была осуществлена опытная прокладка трубопровода через реку Суйфун.

В 1938—1943 годах во время Великой Отечественной Войны несколько трубопроводов было построено в западной части Украины, где надземные балочные системы переходов получили широкое распространение. Были построены продуктопровод «Астрахань — Саратов», бензинопровод через Ладожское озеро и др.

В 2004 году контрабандисты из Эстонии и России сумели ввести в нелегальную эксплуатацию «водкопровод».

Правила использования металлических труб

Если во время работы не были соблюдены нужные технологические условия, а заземление готовой конструкции было проведено неэффективно, это заметно снизит срок эксплуатации стальной трубы высокого давления. Обычно в таких случаях он не превышает 20 лет.

Довольно стойки к воздействию внутреннего распирающего напряжения медные изделия холоднотянутого типа: для их изготовления применяется медь М1Ф и технические требования ГОСТ 617-90. Эти изделия характеризуются высокой точностью размеров и низким уровнем шероховатости внутренней поверхности. Небольшая толщина медных труб никак не мешает им не уступать в плане эксплуатационных характеристик своим стальным аналогам.

Монтаж трубных соединений

От массового применения этой продукции удерживает ее высокая стоимость и склонность к электрохимической коррозии. Для создания медных трубопроводов применяются паянные и обжимные фитинги из латуни. При этом пб на технологические трубопроводы этого типа очень высокие: технологические режимы работы должны строго соблюдаться, а сама процедура потребует высокого мастерства.

Гидравлическое испытание

Гидравлическое испытание — один из наиболее часто используемых видов неразрушающего контроля, проводящееся с целью проверки прочности и плотности сосудов, трубопроводов, теплообменников, насосов и другого оборудования, работающего под давлением, их деталей и сборочных единиц. Также гидравлическим испытаниям могут подвергаться схемы тепломеханического оборудования в сборе и даже целые тепловые сети. По принятой в большинстве стран практике, всё оборудование, работающее под давлением, подвергают гидравлическим испытаниям:

  • после изготовления предприятием-изготовителем оборудования или элементов трубопроводов, поставляемых на монтаж;
  • после монтажа оборудования и трубопроводов;
  • в процессе эксплуатации оборудования и трубопроводов, нагружаемых давлением воды, пара или пароводяной смеси.

Гидравлическое испытание — необходимая процедура, свидетельствующая о надёжности оборудования и трубопроводов, работающих под давлением, в течение всего срока их службы, что крайне важно, учитывая серьёзную опасность для жизни и здоровья людей в случае их неисправностей и аварий. Давление проведения гидравлических испытаний называется поверочным, и оно превышает рабочее обычно в 1,25, 1,5 или в 5/3 раза

После производства и при периодической проверке сосудов внутреннего давления с целью надёжности их нагружают поверочным давлением с определением степени изменения объёмных характеристик ОРБ

Давление проведения гидравлических испытаний называется поверочным, и оно превышает рабочее обычно в 1,25, 1,5 или в 5/3 раза. После производства и при периодической проверке сосудов внутреннего давления с целью надёжности их нагружают поверочным давлением с определением степени изменения объёмных характеристик ОРБ.

— —

CÑÑаниÑа 3

ТÑÑбопÑÐ¾Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð²ÑÑокого Ð´Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑименÑÑÑÑÑ Ð² пÑомÑÑленнÑÑ ÑÑÑÐ°Ð½Ð¾Ð²ÐºÐ°Ñ ÑинÑеза аммиака, полиÑÑилена, меÑилового ÑпиÑÑа, гидÑиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñглей и в дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð¿ÑоизводÑÑÐ²Ð°Ñ Ñ Ð´Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ ÑÑÐµÐ´Ñ Ð² ÑоÑни аÑмоÑÑеÑ. ÐÑименение вÑÑÐ¾ÐºÐ¸Ñ Ð´Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ð¹ пÑедÑÑвлÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ð²ÑÑеннÑе ÑÑÐµÐ±Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ðº каÑеÑÑÐ²Ñ ÑÐ°Ð±Ð¾Ñ Ð¿Ð¾ ÑооÑÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑÑбопÑоводов. ÐонÑаж ÑÑÑбопÑоводов вÑÑÐ¾ÐºÐ¸Ñ Ð´Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ð¹ ведеÑÑÑ Ñ Ð¾Ñобой ÑÑаÑелÑноÑÑÑÑ, в ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÑÑебованиÑми ведомÑÑвеннÑÑ ÑеÑниÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑÑловий. ÐÑи монÑаже ÑÑÑбопÑоводов ÑимиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿ÑедпÑиÑÑий полÑзÑÑÑÑÑ ÑеÑниÑеÑкими ÑÑловиÑми, ÑазÑабоÑаннÑми ÐÐÐÐ, а в газовой и Ñопливной пÑомÑÑленноÑÑи — ÐипÑогазÑоппÑомом.
â

СваÑÑик должен заваÑиÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÑÑолÑнÑе ÑÑÑки ÑÑÑб неÑколÑÐºÐ¸Ñ Ð³ÑÑпп ÑÑловнÑÑ Ð´Ð¸Ð°Ð¼ÐµÑÑов. ÐопÑÑк ÑваÑÑика к ÑабоÑе оÑоÑмлÑеÑÑÑ Ð°ÐºÑом комиÑÑии по Ñем гÑÑппам ÑÑловнÑÑ Ð´Ð¸Ð°Ð¼ÐµÑÑов, по коÑоÑÑм он имел ÑдовлеÑвоÑиÑелÑнÑе ÑезÑлÑÑаÑÑ. СваÑÑÐ¸ÐºÑ Ð²ÑдаÑÑ ÑдоÑÑовеÑение на пÑаво вÑÐ¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑваÑоÑнÑÑ ÑÐ°Ð±Ð¾Ñ Ð¾Ð¿ÑеделеннÑм ÑпоÑобом ÑваÑки пÑи изгоÑовлении и монÑаже ÑÑÑбопÑоводов вÑÑокого давлениÑ, пÑиÑваиваÑÑ Ð»Ð¸Ñное клеймо и заполнÑÑÑ Ð½Ð° него ÑоÑмÑлÑÑ, в коÑоÑÑй заноÑÑÑ ÑезÑлÑÑаÑÑ Ð¸ÑпÑÑаний конÑÑолÑнÑÑ Ð¾Ð±ÑазÑов и ÑезÑлÑÑаÑÑ Ð´Ð°Ð»ÑнейÑей пÑовеÑки пÑоизводÑÑвеннÑÑ ÑÑÑков, ÑваÑеннÑÑ Ð² пÑоÑеÑÑе монÑажа ÑÑÑановки.
â

ФаÑоннÑе ÑаÑÑи-ÑÑампованнÑе, гнÑÑÑе или ÑваÑнÑе-пÑедназнаÑÐµÐ½Ñ Ð´Ð»Ñ ÑбоÑки магиÑÑÑалÑнÑÑ Ð¸ оÑобенно заводÑÐºÐ¸Ñ Ð¿ÑоизводÑÑвеннÑÑ ÑÑÑбопÑоводов. ФаÑоннÑе ÑаÑÑи пÑименÑÑÑ Ð´Ð»Ñ Ñглов повоÑоÑа, ÑÑаÑÑков оÑвеÑвлениÑ, обвÑзки ÑазлиÑнÑÑ Ð°Ð¿Ð¿Ð°ÑаÑов, наÑоÑов дÑÑÐ³Ð¸Ñ ÑÑÑÑойÑÑв. ÐÑи монÑаже ÑÑÑб диамеÑÑом до 529 мм пÑименÑÑÑ ÐºÑÑÑоизогнÑÑÑе ÑголÑники, двойники, ÑÑойники и пеÑеÑодÑ, изгоÑовлÑемÑе из ÑÑали 20 пÑÑем пÑоÑÑжки или ÑÑамповки. ÐолÑÑое пÑименение полÑÑаÑÑ ÑваÑнÑе ÑаÑоннÑе ÑаÑÑи. РкаÑеÑÑÐ²Ñ ÑваÑки пÑедÑÑвлÑÑÑ Ð²ÑÑокие ÑÑебованиÑ, оÑобенно пÑи монÑаже ÑÑÑбопÑоводов вÑÑокого давлениÑ. ÐÐ»Ñ ÑдобÑÑва монÑажа конÑÑ ÑÑÑб, пÑиваÑиваемÑÑ Ðº оÑводам, делаÑÑ Ñ ÐºÐ¾ÑÑм ÑÑезом. ТÑÑбопÑÐ¾Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð²ÑÑокого Ð´Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ( ÑвÑÑе 10 ÐÐа) монÑиÑÑÑÑ Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ Ð»Ð¸ÑÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ кованÑÑ ÑаÑоннÑÑ ÑаÑÑей.
â

Как укутывают сталь

Две нитки газопровода состоят из 199 755 двенадцатиметровых труб, сделанных из высокосортной углеродистой стали. Но коль скоро речь идет о соприкосновении с такой химически агрессивной средой, как морская вода, металлу нужна защита. Для начала на внешнюю поверхность трубы наносят трехслойное покрытие из эпоксидного состава и полиэтилена — это делается прямо на заводе-производителе. Там же, кстати, трубу покрывают и изнутри, правда, задача внутреннего покрытия не в защите от коррозии, а в повышении пропускной способности газопровода. Красно-коричневая эпоксидная краска дает очень гладкую, глянцевую поверхность, снижающую, насколько это возможно, трение молекул газа о стенки трубы.

Можно ли укладывать такую трубу на морское дно? Нет, ее требуется дополнительно защищать и усиливать против давления воды и электрохимических процессов. На трубы устанавливают так называемую катодную защиту (наложение отрицательного потенциала на защищаемую поверхность). С определенным шагом к трубам приваривают электроды, соединенные между собой анодным кабелем, который связан с источником постоянного тока. Таким образом, процесс коррозии переносится на аноды, а в защищаемой поверхности проходит только неразрушающий катодный процесс. Но главное, что еще предстоит сделать с трубой, прежде чем она будет готова опуститься на дно, — это обетонирование. На специальных заводах внешнюю поверхность трубы покрывают слоем бетона толщиной 60−110 мм. Покрытие армируется приваренными к корпусу стальными стержнями, в бетон добавляется наполнитель в виде железной руды — для утяжеления. После обетонирования труба приобретает вес около 24 т. У нее появляется серьезная защита против механических воздействий, а дополнительная масса позволяет ей стабильно лежать на дне.

Монтаж трубных соединений
На фото — сварочная станция трубоукладочного судна Castoro Dieci. Сварные стыки пройдут процедуру неразрушающего ультразвукового контроля, затем их защитят с помощью термоусадочного полиэтиленового рукава, металлического кожуха и пеноматериала. Судно Castoro Dieci принадлежит итальянской компании Saipem и предназначено для прокладки участков трубопроводов на прибрежном мелководье. Фактически это плоскодонная несамоходная баржа, которая передвигается только с помощью буксира и якорной лебедки, однако точное позиционирование Castoro Dieci осуществляет самостоятельно за счет восьмиточечной системы якорей.

Коварное дно

Но надо помнить, что дно даже такого сравнительно неглубокого моря, как Балтийское, не предоставит само по себе удобного и безопасного ложа для газопровода. Есть два фактора, которые неизбежно приходилось учитывать проектировщикам и строителям «Северного потока»: антропогенный и природный.

Технологии
Умный хлопок: что нужно знать о современных технологичных тканях

История судоходства в североевропейском регионе насчитывает тысячелетия, и потому на дне моря скопилось немало всевозможного мусора, а также обломков затонувших кораблей. XX век внес свой страшный вклад: на Балтике в ходе мировых войн велись активные боевые действия, устанавливались сотни тысяч морских мин, а по окончании войн в море же утилизировались боеприпасы, в том числе и химические. Поэтому, во‑первых, при прокладке маршрута газопровода требовалось обходить выявленные скопления опасных артефактов, а во-вторых, тщательно обследовать зону прокладки, включая так называемый якорный коридор (по километру влево и вправо от будущей трассы), то есть зону, в которой бросали якоря суда, задействованные в строительстве. В частности, для мониторинга боеприпасов применялись корабли, оснащенные эхолокационным оборудованием, а также специальным донным роботом (ROV), связанным кабелем с базовой донной станцией TMS. При обнаружении боеприпасов (морские мины весьма чувствительны к движению) их подрывали на месте, предварительно обеспечив безопасность судоходства в заданном районе и приняв меры по отпугиванию крупных морских животных.

Монтаж трубных соединений

Второй фактор, природный, связан c особенностями рельефа дна. Дно моря сложено из различных пород, оно имеет выступающие гребни, впадины, расселины, и опускать трубы прямо на все это геологическое разнообразие не всегда возможно. Если допустить большое провисание нитки газопровода между двумя естественными опорами, конструкция может со временем разрушиться со всеми вытекающими из этого неприятностями. Поэтому донный рельеф для прокладки необходимо искусственным образом исправлять.

Монтаж трубных соединений
Корма трубоукладочного судна со стингером — специальным желобом,
увеличивающим радиус сгиба укладыва-
емой нитки. Благодаря стингеру буква S обретает более плавные очертания.

Если требовалось выровнять рельеф дна, использовалась так называемая каменная наброска. Специальное судно, нагруженное гравием и мелкими камнями, с помощью трубы, нижний конец которой оборудован соплами, «прицельно» заполняло полости дна, придавая ему более подходящий профиль. Иногда вместо камней вниз опускались целые бетонные плиты. Другой вариант — выкапывание в дне траншеи для прокладки труб. Логично предположить, что создание траншей предшествовало прокладке труб, однако далеко не всегда это происходило именно так. Существует техническая возможность стабилизации положения нитки на дне уже тогда, когда трубопровод проложен (при условии, что глубина моря в данной точке не превышает 15−20 м). В этом случае с судна на дно опускается траншеекопатель, имеющий роликовые захваты. С их помощью трубопровод приподнимается со дна, и под ним пропахивается траншея. После проведения этой операции трубы укладываются в получившееся углубление.

Монтаж трубных соединений
Прокладка «Северного потока» с помощью судна Castoro SeiВ процессе трубоукладки устойчивость судна Castoro Sei обеспечивают 12 якорей.
Каждый из якорных канатов управляется лебедкой, создающей постоянное натяжение.
Судно также оснащено движителями для более точного позиционирования.

Сыпать тяжелый грунт на дно можно не всегда: масса гравия продавливает мягкие породы. В этом случае для «спрямления» рельефа используют более легкие опоры из металлических или пластиковых конструкций.

Монтаж трубных соединений

Контроль состояния трубопровода

Мониторинг состояния трубопроводов проводится ультразвуковым и инфразвуковым методами, которые позволяют отслеживать коррозию, повреждения, дефекты и деформации труб.

В 2019 году российские учёные из Института нефтегазовой геологии и геофизики (ИНГГ) Сибирского отделения РАН разработали технологию, позволяющую с помощью изучения акустических шумов следить за состоянием опор трубопроводов. Данный метод подходит также для оценки надежности опор мостов и строительных балок. Изучение акустических шумов, снимаемых со стенок трубопровода, позволяет отслеживать возможное ослабление опорных конструкций, по которым проложен трубопровод, и своевременно предотвращать возможные аварии. Метод, разработанный российскими учёными, позволяет определить снижение устойчивости опор на самой ранней стадии. Метод основан на измерении акустических характеристик в пролётах труб с помощью вертикального геофона и одноканальных цифровых регистраторов. Методика анализа проста, дёшева и не требует существенных затрат вычислительных мощностей.

Минимальный уклон

Область применения Минимальный уклон Стандарт и раздел
Трубопроводы без удаления воздуха 1,0 % DIN EN 12056-2, таблица 5 DIN 1986-100,
Трубопроводы с удалением воздуха 0,5 % DIN EN 12056-2, таблица 8
Трубопроводы в грунте и коллекторные трубопроводы
а) для сточной воды 0,5 % DIN 1986-100
б) для дождевой воды (степень наполнения 0,7) 0,5 % DIN 1986-100
Трубопроводы в грунте и коллекторные трубопроводы DN 90 (смывной бачок объемом 4,5 л-6 л) 0,5 % DIN 1986-100, таблица A.2
Трубопроводы в грунте для дождевой воды за пределами здания (степень наполнения 0,7) 0,5 % DIN 1986-100

1986 Скорость потока от 0,7 м/с до 2,5 м/с.

За шахтой с открытым протоком для полного наполнения можно не создавать избыточное давление.

Защита трубопроводов

В зависимости от типа трубопровода и вида прокладки могут использоваться защитные покрытия:

  • антикоррозионные;
  • теплоизоляционные.

При открытой прокладке трубопроводов в качестве антикоррозионных изоляционных материалов применяются:

  • масляные краски;
  • антикоррозионные лаки.

Вид теплоизоляционного покрытия определяется температурой транспортируемой среды, условиями и видом прокладки труб.

Для предотвращения быстрого изнашивания труб от механических и других воздействий на переходах через препятствия (реки, озёра, автомобильные дороги, железнодорожные пути и т. д.) их прокладывают в защитных кожухах, то есть прокладка трубы производится внутри другой трубы большего диаметра, не менее чем на 200 мм. В технической литературе кожух также называют «чехлом», «футляром» или «патроном».

Для транспортировки агрессивных сред трубопроводы защищают от коррозии изнутри, покрывая их стойкими материалами: резиной (гуммирование), пластмассами, минеральными эмалями, цементным раствором.

Трубопроводы, прокладываемые в траншеях, на дне водоёмов, болот и т. д. защищают специальной антикоррозионной изоляцией в зависимости от коррозионных свойств грунтов и грунтовых вод.

При каких параметрах проходят гидравлические испытания

Проверки связаны с самыми важными параметрами для таких систем, включая время выдержки, температуру и давление. Для последнего определяют как верхние, так и нижние границы. При этом используют специальные формулы, в которых есть несколько показателей.

Монтаж трубных соединений

  1. Условные коэффициенты. Они разные на каждом из объектов. Например, для трубопроводов составляет 1,25.
  2. Есть допускаемое напряжение, тесно связанное с расчётной температурой.
  3. Не обойтись без показателя номинального напряжения, поддерживаемого при давлении.
  4. Наконец, есть само давление. Сведения о его уровне предоставляются производителем. Рабочее давление используется при проверках сразу после монтажа.

Нижний допустимый предел для температуры – 5 градусов, верхний доходит до 40. Исключение – ситуации, когда требуется другой уровень изначально. Но нижний предел почти всегда равен пяти градусам.

В проектной документации указывают время, на протяжении которого проводят выдержку. Обычно оно не больше пяти минут. Его можно рассчитать по стенкам трубопровода, если в проектной документации точные указания отсутствуют. Чем толще стенки – тем больше должно быть это время.

Гигиенические и коррозионные свойства

Стальные и медные новые трубы выделяют ионы металлов, особенно в стоячую воду. У медных труб (после образования на внутренней поверхности оксидной пленки) этот процесс постепенно прекращается. Стальные трубы подвержены коррозии, медные — нет.
Пластиковые и металлопластиковые трубы не подвержены коррозии. Применение данных труб для питьевой воды должно быть подтверждено гигиеническими испытаниями, подтверждающими отсутствие фенолов и некоторых низкомолекулярных соединений. Так, например, в Скандинавских странах сшитый полиэтилен марки РЕХ-в запрещен к применению в питьевом водоснабжении, а близкие ему РЕХ-а и РЕХ-с — разрешены.

Примечания

  1. «Металлические конструкции». В 3-х томах. Том 3. «Специальные конструкции и сооружения»: Учеб. для строит. вузов. Под редакцией д. т. н. профессора В. В. Горева. Издание второе, исправленное. М.: «Высшая школа», 2002. — 544 с.: ил. ISBN 5-06-003787-8 (т. 3); ISBN 5-06-003697-9. Глава 5 Трубопроводы. § 5.1 Общие сведения и классификация трубопроводов. Стр. 72-73.
  2. ↑ И. П. Петров, В. В. Спиридонов. «Надземная прокладка трубопроводов». Изд-во «Недра». М.: 1965. Тираж 2475 экз. С. 447. Глава 5. Системы, применяемые при надземной прокладке трубопроводов. § 1 Обзор построенных балочных систем надземных трубопроводов. Стр. 97-117.
  3. Е. Н. Лессинг, А. Ф. Лилеев, А. Г. Соколов. «Листовые металлические конструкции». Изд-во: Стройиздат, М.: 1970. Тираж: 8 500 экз. — 488 с. Глава 9. Трубопроводы большого диаметра. § Общие положения. Стр. 224—225.
  4. ↑ «Монтаж трубопроводов. Справочник рабочего.». Глава 1 Общие сведения о трубопроводах. § 1 Назначение и классификация. — с. 5-10. А. А. Персион, К. А. Гарус. — К.: Будiвельник, 1987. — 208 с. Тираж 10 000 экз.
  5. СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы». Пункт 3 «Термины и определения».
  6. Казакевич М. И., Любин А. Е. «Проектирование металлических конструкций надземных промышленных трубопроводов». — 2-е изд., перераб. и доп. — К.: Будивэльнык, 1889. — 160 с.: ил. — (Б-ка проектировщика). ISBN 5-7705-0188-X. Тираж 4 000 экз. Раздел первый. Глава I. Общие сведения. Унификация. Стр. 5-9.
  7. ↑ «Технология строительного производства». Раздел XII. Прокладка инженерных сетей. Глава 1. Общие сведения. § 2. «Виды прокладки труб», стр. 383—384. Под редакцией профессоров О. О. Литвинова и Ю. И. Белякова. Киев, Головное издательство издательского объединения «Вища школа». Тираж 20 000, 1985—479 с.
  8. «Металлические конструкции». В 3-х томах. Том 3. «Специальные конструкции и сооружения»: Учеб. для строит. вузов. Под редакцией д. т. н. профессора В. В. Горева. Издание второе, исправленное. М.: Высшая школа, 2002. — 544 с.: ил. ISBN 5-06-003787-8 (т. 3); ISBN 5-06-003697-9. Глава 5 Трубопроводы. § 5.3 Конструирование и расчёт надземных трубопроводов. Стр. 79.
Instagram строителя, который переехал жить в Таиланд
Adblock
detector