Соединение бетонных и железобетонных труб Соединение труб из пластмассы и цветных металлов

Асбестоцементные

Асбестоцементные трубы в принципе используют широко, поскольку они:

  • огнеупорные;
  • легкие;
  • устойчивые к коррозии и агрессивным средам;
  • экономичные;
  • износостойкие;
  • устойчивые к сниженным/повышенным температурам.

Экономичность обусловлена несколькими факторами:

  • изделия не проводят ток, а потому не нуждаются в дополнительной защите;
  • они просты в монтаже, что обеспечивает ускорение строительных работ;
  • их показатель трения о стенки при транспортировке жидкостей ниже, чем у металлических труб, что снижает энергоемкость процесса в напорной канализации;
  • асбестоцемент — неплохой теплоизоляционный материал, что снижает затраты на термоизоляцию трубопровода.

Соединение бетонных и железобетонных труб Соединение труб из пластмассы и цветных металлов

Асботрубы

Элементы соединения: для безнапорных — асбестоцементные или полиэтиленовые муфты, для напорных — муфты типа САМ (уплотнитель — резиновые кольца). Нормативы: безнапорные трубы — ГОСТ 1839-80, ТУ 5786-006-00281594-2002; напорные — ГОСТ 539-80. Недостатки: хрупкость, шероховатость внутренней поверхности.

Напорные железобетонные

Для перекачки жидкостей, давление которых превышают 0,05 мПА, используются напорные трубы. Их изготавливают из наиболее прочного бетона – В40. Такие конструкции должны выдерживать до двухсот циклов замораживания/оттаивания с потерей прочности не более 5%, обладать высокой водонепроницаемостью.

В зависимости от номинальных давлений, которые должны выдерживать бетонные изделия, их классифицируют по четырем категориям:

  • третьего класса – должны выдерживать давление до 5 атмосфер;
  • второй класс — до 10 атмосфер;
  • первый класс — до 15 атмосфер;
  • нулевой класс — до 20 атмосфер.

Соединение бетонных и железобетонных труб Соединение труб из пластмассы и цветных металлов

Обычно изделия первого и нулевого классов запускаются в производство по специальному заказу.

Напорные железобетонные трубы должны выдерживать нагрузку грунтов от двух метров. Их используют для прокладки транспортных систем, перекачивающих инертные жидкости, температурой не выше 400о. Их удельный вес в эксплуатационных трубопроводах невелик: в основном магистрали состоят из металлических диаметром 1200 мм +200мм. Однако в сегментах межгородских водоводов бетонные трубы большого диаметра – это диаметром 2000–5000 мм занимают лидирующее место.

Соединение канализационных труб

Герметичное соединение элементов — основа нормальной работы канализационной сети. Соединение должно быть прочным, надежным, стойким к агрессивным воздействиям, эластичным (по возможности). Эти свойства зависят от надежности основания и типа соединения. Стыковые соединения делятся на жесткие и гибкие. Гибкое соединение допускает (без потери водонепроницаемости) продольное смещение элементов относительно друг друга на 3–5 мм и небольшой угол при их взаимном повороте. Гибкое соединение применяют на напорных трубах:

  • асбестоцементных — с уплотнительным резиновым кольцом;
  • железобетонных — с надвижным фланцем из металла.

Жесткое соединение не допускает какого-либо смещения, но применяют его гораздо чаще (на раструбах и муфтах) по причине дешевизны.

Жесткий стык состоит из замка и уплотнителя. Уплотнитель — как правило, пакля. Замок — асбестоцемент, асфальтовая мастика, цемент. Если асфальтовый замок обладает хоть какой-то эластичностью, то цементный и асбестоцементный — абсолютно жесткие. При соединении в раструб уплотняют зазор между раструбом и трубой, при соединении в муфту — зазоры с обеих сторон. В устройстве промышленных канализационных сетей наиболее часто применяют асфальтовый замок — раструб заливают расплавленной мастикой (3 части — асфальт, 1 или 2 — гудрон, битум БН-Ш). Асбестоцементные замки применяют для герметизации стыков труб, уложенных на надежном основании.

Соединение бетонных и железобетонных труб Соединение труб из пластмассы и цветных металлов

Фото-схема жесткого соединения

Гибкие соединения по многим параметрам превосходят жесткие — они более надежны, не требуют высоких затрат с использованием ручного труда, просты в монтаже. В качестве уплотнительного материала используют кольца и накатные прокладки:

  • кольца из пластизола — для соединения в раструб бетонных, железобетонных, керамических труб (диаметр — до 1000 мм);
  • кольца из резины — для раструбных и фальцевых бетонных;
  • прокладки — для металлических, железобетонных (напорных/безнапорных) раструбных.

Соединение бетонных и железобетонных труб Соединение труб из пластмассы и цветных металлов

Гибкий стык раструбных или фальцевых

Фальцевые трубы соединяют резиновыми кольцами. Кольцо надевают на скошенный конец трубы перед укладкой. Гладкие напорные железобетонные соединяют муфтами. Еще один тип гибкого соединения — сварка закладного профлиста, установленного на заводе-изготовителе в процессе производства. Экструзионная установка непрерывно выдавливает полиэтилен. Сформированный лист утапливают в тело бетонной трубы ребрами внутрь. К первому листу приваривают еще один с обратным положением ребер — изнутри его покрывают цементом. Таким образом профлисты защищают от механических повреждений (абразивные частицы в стоках). Даже при таком количестве видов канализационных труб и соединений выбор ограничен — он зависит не от предпочтений, а исключительно от характеристик грунтов, стоков и расчетной интенсивности транспортировки.

Конструкция бетонных труб

Соединение бетонных и железобетонных труб Соединение труб из пластмассы и цветных металлов

Как устроена железобетонная труба — конструкция

Если еще несколько лет назад их изготавливали из массивных стенок, оснащенных отводами, то современные аналоги гораздо удобнее и практичнее. Стены современных канализационных труб могут иметь либо раздельный, либо общий фундамент. Все зависит непосредственно от геологических условий, в которых предусматривается эксплуатация продукции.

Если их необходимо установить на дорогах, которые относятся к низким техническим категориям, лучше использовать изделия, имеющие круглое основание из звеньев. При этом хорошо, если они дополнительно оснащены плоской подошвой. В таких трубах звенья могут иметь отверстие диаметром от 1 до 1.25 метров. Толщина их стенок при этом может варьироваться от 14 до 16 сантиметров.

В устройстве подошвенной части располагается сварная сетка, сделанная из арматуры диаметром до 10 миллиметров. Метал, используемый для изготовления данного элемента конструкции должен относится к классу А-II. Вместе с тем, сегодня существует два типа звеньев:

Единственным недостатком указанных классов является не экономичность. Для прокладки канализации из таких материалов необходимо много бетона. Как правило, указанные трубы монтируются под насыпями. Их высота может достигать до 7 метров.

Следует учитывать, что звенья круглых канализационных труб очень тяжело равномерно разместить на базу фундамента или основания. Чтобы в процессе монтажа не допустить ошибки производители предлагают типовой проект звеньев. Помимо этого, можно задействовать дополнительные сетки, которые позволяют укрепить пяту арматуры.

Чугунные

Чугунные трубы в основном применяют в устройстве наружных/внутренних (напорных и безнапорных) канализационных сетей, в том числе для частных домов. Достоинства материала:

  • прочность,
  • огнеупорность,
  • износостойкость,
  • хорошие звукоизоляционные свойства,
  • термостойкость.

Один из основных недостатков чугуна — подверженность коррозии, что требует дополнительной обработки (битум, забеленный чугун, другие составы) изделий. Тем не менее чугунные трубы применяют до сих пор, поскольку они оптимальны для организованного отвода стоков пищевых, животноводческих и других сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств, химических лабораторий; транспортировки минеральных и термальных вод. Чугунная трасса пригодна для интенсивной эксплуатации, но в отличие от керамической, очень прочна.

Соединение бетонных и железобетонных труб Соединение труб из пластмассы и цветных металлов

Чугунные трубы

Классификация:

  • ЧК — стандартная чугунная канализационная безнапорная: подходит для устройства канализационных систем, функционирующих в нормальных условиях, не подвергающихся экстремальным нагрузкам — для отвода стоков из жилых домов и небольших предприятий, легко соединяются с пластиковыми элементами внутренней канализации;
  • ЧНР — чугунная напорная с раструбом: способна перемещать среды, находящиеся под давление до 16 атм — в основном используют в устройстве канализации промышленных объектов;
  • ВЧШГ — высокопрочная чугунная с шаровидным графитом: пластична, прочна, не трескается (за счет структуры, улучшенной путем добавки магния), выдерживает пониженные и повышенные температуры, приспосабливается к температурным изменениям;
  • SML — бесшумная: изнутри покрыта особым эпоксидным составом, исключающим возможность наслоений.

Соединение бетонных и железобетонных труб Соединение труб из пластмассы и цветных металлов

SML

Соединение чугунных труб зависит от их вида. Для канализации в основном используют элементы с раструбами на конце. В процессе соединения:

  • зачищают раструб и конец трубы;
  • соединяют (вставляют гладкий конец одной трубы в раструб другой);
  • центруют;
  • зачеканивают паклю — вбивают в раструб до наполнения его на ⅔;
  • оставшуюся треть раструба заливают цементным раствором (расширяющийся цемент М-300, М-400).

До полного высыхания цемента необходимо поддерживать нужный уровень влажности — для этого соединение обматывают мокрой тканью и следят, чтобы она не высыхала. Теоретически для герметизации прекрасно подойдут современные средства — мастики и герметики. Однако на практике многие предпочитают не «смешивать эпохи» и воздают чугуну должное — привычные паклю и цемент.

Соединение бетонных и железобетонных труб Соединение труб из пластмассы и цветных металлов

Чугунные канализационные с раструбом

Для соединения гладких чугунных труб применяют муфты (цилиндры с резьбой; для деталей с разным диаметром используют переходную муфту, состоящую из двух цилиндров). Трубы вставляют в муфту таким образом, чтобы они соединились точно в середине (поэтому сначала делают разметку), и герметизируют.

Соединение бетонных и железобетонных труб Соединение труб из пластмассы и цветных металлов

Переходная муфта

Если канализационные трубы образуют угол по отношению друг к другу или нужно сделать разветвление, для соединения используют отводы.

Соединение бетонных и железобетонных труб Соединение труб из пластмассы и цветных металлов

Отводы (колена)

Для соединения также применяют:

  • тройники (для трех труб);
  • крестовины (для четырех);
  • седелки (для внедрения в систему трубы меньшего диаметра).

Соединение бетонных и железобетонных труб Соединение труб из пластмассы и цветных металлов

Тройник

Соединение бетонных и железобетонных труб Соединение труб из пластмассы и цветных металлов

Крестовина

Соединение бетонных и железобетонных труб Соединение труб из пластмассы и цветных металлов

Седелка

В многоквартирном доме мы не можем выбрать канализацию — разве что поменять квартиру вместе с домом. Так что будем приспосабливать пластик к чугуну (если строители наградили дом именно им). Стандартное соединение с заливкой цементом не подходит: пластик реагирует на температуру — рано или поздно случится потоп (цемент неизбежно потрескается, соединение потеряет герметичность). Нужен специальный переходник, устанавливаемый в раструб. Действуют поэтапно (не забывая про уклон к стояку):

  • раструб очищают от ржавчины и других отложений;
  • наносят на его внутреннюю поверхность герметик (силиконовый);
  • вставляют в раструб переходник — до упора;
  • на пластиковую трубу наносят герметик и вставляют ее в переходник.

Что делать, если раструба нет:

  • приобрести два переходника — резиновый и пластиковый;
  • зачистить конец;
  • резиновый переходник надеть на чугунную трубу;
  • на резиновый переходник надеть пластиковый (нанести герметик на оба) и собрать детали.

Бетонные

Бетонные трубы используют в основном для прокладки внешних канализационных сетей — и напорных, и безнапорных. За счет специальных добавок бетон приобретает:

  • морозостойкость,
  • устойчивость к агрессивным средам,
  • прочность,
  • водонепроницаемость,
  • гидрофобность.

Трубы выпускают с раструбами и без. Соответственно, есть два типа соединения. Недостатки: вес, влекущий сложности монтажа и объемные подготовительные работы (усиление основания трассы — устройство песчано-гравийной подушки), проводимые во избежание движения грунта с последующим нарушением расчетного уклона трассы. Нормативы: ГОСТ 22000-86.

Соединение бетонных и железобетонных труб Соединение труб из пластмассы и цветных металлов

Железобетонные трубы

Безнапорные бетонные трубы подразделяются на типы:

  • Т — цилиндрическая, сечение — круглое, диаметр — 300–1600 мм, соединение — встык, подтип — ТП (ЖБИ), с подошвой;
  • ТС — цилиндрическая, сечение — круглое, диаметр — 400–1600 мм, с раструбом, соединение — в раструб, подтип — ТСП, с подошвой;
  • ТБ — цилиндрическая, сечение — круглое, диаметр — 100–1600 мм, соединение — в раструб с опорным буртом, подтип — ТБП с подошвой (диаметр — 1000–1600 мм);
  • ТО — цилиндрическая, соединение — фланцы (уплотнение — герметик), сечение — овальное, диаметр — 1000–2400 мм;
  • ТЭ — цилиндрическая, соединение — фланцы (уплотнение — герметик), сечение — эллипсоидное, диаметр — 1000–2400 мм;
  • ТФП — цилиндрическая, с подошвой, соединение — фланцы (уплотнение — герметик), сечение — круглое, диаметр — 1000–2400 мм.

Аналогично безнапорным напорные подразделяются на типы:

  • ТН — цилиндрическая, соединение — раструб с уплотнением резиновым кольцом, диаметр — 300–2400 мм;
  • ТНП — цилиндрическая, полимерный сердечник, соединение — раструб с уплотнением резиновым кольцом, диаметр — 400–1200 мм;
  • ТПС — цилиндрическая, стальная втулка, соединение — раструб с уплотнением резиновым кольцом, диаметр — 250–600 мм.

Бетонные/железобетонные трубы в основном используют в обустройстве промышленных канализационных сетей. Диаметр обозначен внешний. Внутренний меньше на 10–20 см (толщина стенки — от 5 до 10 см). Указывая «преимущества», пишут, что эти трубы недорогие. Если 20 000 руб. (плюс/минус волнение рынка) за 3 метра — это недорого, то что тогда дорого? Бетонные трубы дорогие, тяжелые, сложные в установке (кран, платформа, квалифицированные рабочие — все это нужно), но в некоторых случаях незаменимые (к частным домам такие обычно не подводят).

Керамические

Керамические трубы, применяемые в устройстве безнапорной канализации, соединяют в раструб или посредством муфты. Параметры изделий:

  • длина — до 1 500 мм;
  • толщина стенки — 20–40 мм;
  • диаметр — 100–600 мм;
  • устойчивость к нагрузкам — 240–350 Мпа;
  • влагопоглощение — 7,5–8 %;
  • стойкость к агрессивным средам — 90–95 %.

Нормативы: ГОСТ 286-82. Внутреннюю поверхность изделий покрывают специальной глазурью, обеспечивающей устойчивость к химическим веществам. На внутренней поверхности раструба делают 5 насечек, такие же насечки выполняют на гладком конце трубы.

Соединение бетонных и железобетонных труб Соединение труб из пластмассы и цветных металлов

Керамические

Низкое водопоглощение, высокая стойкость к коррозии, химически активным веществам, механическим нагрузкам обеспечивают возможность применения изделий в неблагоприятных условиях:

  • в канализационных сетях, прокладываемых в местах с высоким уровнем залегания агрессивных грунтовых вод;
  • в производственных сетях, транспортирующих химически активные стоки;
  • в устройстве канализационных сетей, прокладываемых вблизи автотрасс.

Недостатки:

  • малая длина — усложняет и удорожает монтаж;
  • большой вес — усложняет и удорожает монтаж (требуется устройство подушки и использование техники) и транспортировку;
  • хрупкость;
  • дороговизна;
  • низкая морозостойкость — требует дополнительных работ по термоизоляции.

Керамику очень трудно резать, что, опять же, усложняет монтаж. Длину элементов нужно рассчитывать на стадии проектирования, чтобы избежать резки.

Соединение бетонных и железобетонных труб Соединение труб из пластмассы и цветных металлов

Устройство стыков керамических труб

Применение керамических труб в устройстве канализации частного дома в подавляющем большинстве случаев нецелесообразно.