GardenWeb

Применение глины в строительстве

Date 12.03.2012
Author By ipadminka
Category Строительные материалы

GardenWebГлина. Глина является пластичной осадочной породой, которая, преимущественно, состоит из глинистых минералов. Плотная глина, лишённая примесей — доступное и ценное сырьё, используемое в строительстве. Глина применяется в глинобитных вариантах стен, а также для изготовления сырцового (саманного) либо керамического (обожжённого) кирпичей.

Дабы определить качество и пригодность глины на участке земли либо в близлежащем карьере, надо провести экспериментальные испытания сырья.

Насыпьте в ведро 2 кг грунта, который подлежит исследованиям. Добавьте в ведро 7-8 л воды. Тщательно перемешайте и оставьте на сутки. Грунт под воздействием воды размягчиться. Песок отделиться от пылеватого суглинка. На следующий день грунт с водой опять надо размешать. Только на сей раз мутную воду с пылеватым суглинком сразу же сливают. На дне ведра при этом должны остаться лишь песок да глина. Смесь может быть несколько засоренной мелкими камешками.

Взвесьте осадок. Разница между начальной массой и конечной оказывается примесями. В итоге можно довольно точно (+/- 3%) определить процент глины.

Подобным методом отмучивают на строительной площадке пылеватый суглинок. Берут пару ящиков. Одни ящик устанавливают на уровне днища второго. Пятую часть верхнего ящика надо засыпать глинистым грунтом, вынутым из котлована. Затем доливают три объёма воды. Грунт надо тщательно перемешать с водой. Затем оставить на сутки. На следующий день раствор в ящике надо ещё раз тщательно перемешать и спустить в нижний ящик воду с растворённым в ней пылеватым суглинком. Чтобы в нижний ящик не попадали песок и гравий, отверстие должно быть закрыто плотной сеткой. Изнутри, на дне, располагают рейку шириной в 4 см. Рейка будет сдерживать тяжёлые частицы. В нижнем ящике раствор держат в течение суток. Надо выждать, чтобы ил осел. Вода стекает, а пылеватый суглинок останется на дне. Чтобы аккуратно выпускать верхнюю воду, во втором (нижнем) ящике надо обустроить из горизонтальных реек затвор. Швы между затвором затираются глиной. Выпуская воду, надо снимать постепенно одну рейку за другой.

Можно сэкономить до 50 % вяжущего при обустройстве теплоизоляции благодаря использованию пылеватого суглинка. Если в глинобетон добавить пылеватого суглинка, то он будет прочнее. К тому же, такой бетон превосходно сохраняет форму.

Ход урока

1) Организационный момент. Эмоциональный настрой.

2) Беседа. Сообщение темы.

– что вы знаете о песке и глине?

– Где их используют.

Повторение пройденного материала по теме «Как разрушаются скалы»

– Почему песок и глина – «дети» гранита, стакан и чашка – его родные «внуки»?

Вывод: песок и глина – продукты распада гранита.

Эмоциональный настрой.

– Сегодня на некоторое время мы все вместе представим себя в современной научной лаборатории. Нам предстоит провести нелегкое, но интересное исследование.

Работа со словариком.

– откроем словарик исследователя и вспомним, что такое лаборатория. (лаборатория – это помещение, где проводятся исследования и опыты).

–А что такое опыт (Опыт – проверка какого-либо предположения (гипотезы) на практике. Опыты интереснее и лучше проводить самому, своими руками, а не смотреть, как их делают другие).

– какие вопросы должен задавать себе самому каждый исследователь? (Что? Как? Где? Почему? Зачем? Когда? Отчего? А что из этого следует?)

Представление должностных лиц.

– Какие законы мы должны соблюдать?

  • Все участвуют в работе, у каждого своя роль.
  • Все друг другу помогают.
  • Конфликты решаются мирным путем.
  • Когда один говорит, все внимательно слушают.

Формирование новых знаний и способов действий.

Практическая работа. Тема: «Свойства песка и глины»

Цель: установить, какими свойствами обладают полезные ископаемые песок и глина, на какие свойства опирается человек при их использовании.

1) Самостоятельная работа, выполнение опытов, оформление результатов в таблице.

Инструкция:

Опыт 1. Установление сыпучести.

Цель: узнать, что легче пересыпается песок или глина.

(вывод: песок легче пересыпается струйкой. Песок сыпучий.

Глина струйку не образует. Глина не обладает сыпучестью)

Опыт 2. Определение вязкости песка и глины.

Цель: узнать, что прочнее связывается друг с другом – частицы песка или глины.

Смешать песок и глину и сделать шарики, колбаску, калачик.

(Вывод: глина легко скатывается в шарик. Он прочный, пластичный, из него можно сделать колбаску, согнуть калачик. Из песка шар, колбаску сделать нельзя, он рассыпается. Песок не обладает вязкостью, его частицы плохо прилипают друг к другу, частицы глины очень хорошо прилипают друг к другу).

Опыт 3. Установить водопроницаемость песка и глины.

Цель: выяснить, что лучше пропускает воду – песок или глина. В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в одну воронку засыпать песок, а в другую – глину. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Пронаблюдать, в каком стакане раньше появились капли воды. Какой стакан быстрее наполнится водой.

(Вывод: раньше появились капли из воронки с песком. Вода в этом стакане собирается быстрее, чем в воронке с глиной. Песок хорошо пропускает воду. Глина — хуже).

2) Проверка самостоятельной работы. Сравнение свойств.

Основные свойства Песок Глина
Сыпучесть +
Вязкость +
Водопроницаемость +

3) Организация исследования.

Проблема: отличие свойств песка и глины.

Предмет исследования: песок и глина.

Задача: узнать в чем причина отличий свойств песка и глины.

Предположение:

А) строение частиц

Б) размер частиц

В) расположение частиц.

План исследования:

  1. Изучим внешний вид песка и глины.
  2. Изучим строение песка и глины при помощи лупы.
  3. Проведем моделирование.
  4. Сделаем вывод, верно ли наше предположение.

Результат исследования:

  1. Песок и глина состоят из отдельных частиц, но форма размеры, расстояние между ними различны.
  2. Песок состоит из кружочков разного размера, глина состоит из мелких частиц похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой

Моделирование частиц из пластилина.

Вывод:

  1. Песок пересыпается легко, т.к. крупные округлые частицы легко скользят, не задевают друг друга. У глины плоские, мелкие частицы задевают друг друга и мешают пересыпаться.
  2. Круглые частицы песка плохо прилипают друг к другу, поэтому песок не обладает вязкостью. Глина обладает хорошей вязкостью, т.к. мелкие плоские частички легко и прочно прилипают друг к другу.
  3. Песок состоит из более круглых частиц, они расположены рыхло, между ними более крупные промежутки. Вода через них проходит легко. Между мелкими, плоскими частицами глины промежутки маленькие. Вода проходит плохо и медленно.
  4. Строение частиц песка и глины объясняет особенности вязкости, водопроницаемости, сыпучести. Наше предположение было верно.

3) Закрепление полученных знаний.

Тест:

  1. Песок;
  2. Глина.

Ключ : 1 – А, Б; 2 – В.

Итог урока:

Что узнали? Чему научились?

Что было трудно (легко)? Что было интересно (неинтересно)? Что было важного?

Глинобетон и его применение, Гернот Минке

Считаю, что книгу эту должен прочесть не только каждый экостроитель, но и каждый строитель вообще, ведь она развеивает столько мифов и разрешает столько неясностей о глине как стройматериале! Но главное — она полна практических данных о составах на основе глины на все случаи жизни (гидроизолирующие, водоотталкивающие и паропроницаемые, антибактериальные, утеплительные и т.д.), и это всё сопровождается таблицами, цифрами, графиками и — внимание — сравнением с традиционными материалами вроде бетона, обожжённого кирпича и дерева. Особенно ценно, что книга — не из разряда слухов и домыслов («одна бабка сказала»), а монография основателя и руководителя немецкой научно-исследовательской лаборатории FEB, на данные экспериментов которой ссылаются все известные экостроители

Основана лаборатория была аж в 1974 году, и за время существования проведена огромная работа в области развития технологий строительства из материалов на основе глины, разработаны проекты грунтовых домов, которые были построены не только в Германии, но и в Венгрии, России, Швейцарии, Гватемале, Эквадоре, Боливии, Чили и Индии

Особенно ценно, что книга — не из разряда слухов и домыслов («одна бабка сказала»), а монография основателя и руководителя немецкой научно-исследовательской лаборатории FEB, на данные экспериментов которой ссылаются все известные экостроители. Основана лаборатория была аж в 1974 году, и за время существования проведена огромная работа в области развития технологий строительства из материалов на основе глины, разработаны проекты грунтовых домов, которые были построены не только в Германии, но и в Венгрии, России, Швейцарии, Гватемале, Эквадоре, Боливии, Чили и Индии.

Короче, источник, мягко говоря, заслуживает доверия. И пишет он следующее. Цитировать буду с некоторыми сокращениями и исправлениями (исправления из-за сокращений 🙂 ). Пояснения в скобках — мои. Начнём по традиции с недостатков:

В этот список плюсов можно смело добавить, что с глиной просто приятно работать, а руки после неё нежные как попка младенца. Сам процесс строительства возвращает в детство: кто из нас не любил уделываться в грязи? А ещё пробуждается творческое начало, ведь из глины, как из пластилина, можно лепить любые формы: хоть статуи, хоть мебель, хоть ванну или раковину — про это в книжке тоже есть.

Приведённый фрагмент — лишь малая толика. Помимо составов с глиной в книге приведены разные способы строительства: монолит, из кирпича-сырца, из сырцовых блоков различной конфигурации, в опалубке и без. Причём к каждому способу приведены используемые инструменты (и ручные, и электрические), приведены примеры механизации и оптимизации строительства. Также приводится информация о применении глины для гидроизоляции дна водоёмов: бассейнов, прудов, озёр.

На мой взгляд, если уж вам интересен этот блог, то и пройти мимо такой книги вы не сможете. Ссылка для скачивания: Гернот Минке, «Глинобетон и его применение» (читать онлайн, скачать).

Теперь, если у вас есть знакомые-скептики или просто сомневающиеся в глине как стройматериале — у вас есть аргументы. Можете смело отправлять их либо читать эту статью, либо читать саму книгу. Поделиться статьёй просто, для этого есть кнопочки, расположенные ниже.