Котлы отопления на жидком топливе ликбез по устройству агрегатов обзор популярных моделей

Технология испарения масла

В печах этого типа горит не масло, а его пары. То есть отработку до начала горения разогревают, она начинает испаряться, а уже пары зажигаются. Эта технология позволяет грязное, тяжелое, плохо горящее топливо разложить на более «легкие» составляющие, а потом уже жечь их. Именно она при правильно подобранных параметрах позволяет добиться практически бездымного и полного сгорания топлива, при котором нет практически никаких выбросов: сгорает все.

Котлы отопления на жидком топливе ликбез по устройству агрегатов  обзор популярных моделей

Котел на отработке своими руками: принцип котла на испарении масел

Самый простой и эффективный способ реализовать эту технологию — использовать раскаленную чашу, в которую капает отработка.

При соприкосновении с раскаленным металлом масло резко испаряется, пары перемешиваются с подающимся сюда воздухом, вспыхивают и сгорают. Количество выделяемого при этом тепла велико. Для достижения максимального КПД и полного сгорания требуется, чтобы горящая смесь долго находилась в камере сгорания. Потому в устье воздуховода нужно установить неподвижную крыльчатку, которая и будет создавать требуемое завихрение в камере сгорания.

Котлы отопления на жидком топливе ликбез по устройству агрегатов  обзор популярных моделей

Паровой котел своими руками на отработке может быть реализован в таком виде

Несмотря на высокий КПД и «всеядность» такой принцип работы редко реализуется в заводских котлах, производимых в США и Европе. Зато российские производители выпускают котлы на отработке, работающие именно на технологии испарения. Главный камень преткновения в реализации таких котлов – способ предварительного разогрева чаши. Те, кто делают эти котлы самостоятельно, поступают просто: закидывают в чашу пропитанный бензином фитиль, наливают немного солярки или того же бензина, поджигают, дожидаясь пока чаша разогреется до требуемых температур. После этого открывают подачу масла.

В Европе и США подобное решение неприемлемо: небезопасно. Зато наши производители также используют именно этот способ розжига своих печей.

Котлы отопления на жидком топливе ликбез по устройству агрегатов  обзор популярных моделей

Еще один вариант печи с плазменной чашей

В видео продемонстрирован один из вариантов обогрева гаража при помощи печи на отработке. Но в этом варианте реализована не капельная подача топлива: оно течет струйкой и сгорает далеко не полностью

Именно по этой причине автор проекта уделил такое внимание изоляции и уплотнению всех съемных частей: чтобы минимизировать попадание дыма в помещение и сделал высокий дымоход для лучшей тяги

Котел на жидком топливе

В принципе, котел на жидком топливе (или несколько спаренных котлов) может быть использован в качестве котельной станции, но тогда его выгоднее топить мазутом, потому, что при одинаковом расходе мазута и газа удельная выделяющаяся теплота у газообразного топлива гораздо меньше. Есть, правда, один грешок у таких нагревательных приборов, который не то, чтобы портит общую картину, но заставляет задуматься о принципиальной установке. Мы сейчас говорим о розжиге (начале эксплуатации), который является основой работы котла и началом отопительного сезона. Не секрет, что любой углеводород является в итоге горючим материалом (для некоторых нужна соответствующая переработка), но, в отличие от бензина, масло и дизельное топливо начинают процесс горения с более высоких температур (это можно увидеть, если попробовать от спички зажечь несколько капель бензина и мазута).

Конструкция котла на жидком топливе

То есть, при всех прочих равных условиях более тяжелые углеводороды имеют температуру возгорания выше, из чего можно сделать вывод о том, что конструкция котла на жидком топливе должна иметь серьезный по продолжительности горения запальник и жаропрочные элементы теплообменника. Дизельное топливо, мазут и масло обеспечивают стабильное и длительное горение при условии систематического добавления топлива в камеру сгорания.

Простейшее устройство котла на жидком топливе

Наиболее простой для понимания и описания свойств таких видов котлов вариант – сделанная своими руками печь с капельницей. Стандартная для печей топка имеет дверцу для растопки обычными дровами, а вверху – стальную капельницу, через которую горючее попадает непосредственно в камеру сгорания. Для розжига агрегата необходимо затопить его, как обычную печь, дать нагреться, после чего открыть капельницу на минимум. Регулировка дозирования жидкого топлива автоматически увеличивает или уменьшает температуру горения, а силу горения (интенсивность) регулируют поддувалом (приточной вентиляцией). Чем меньше объем приходящего воздуха, тем слабее горение, сохраннее топливо и стабильнее температура нагрева.

Отопление на жидком топливе может быть организовано только при бесперебойной подаче топлива, поэтому котлы на жидком горючем не рекомендуется гасить на короткое время (только на летний период). Создание условий для правильной подачи горючей жидкости и своевременное пополнение запаса в баке создает еще один нюанс – характерный запах.

Плюсы и минусы

Среди качественных и технических показателей нет однозначных минусов или плюсов, поскольку некоторые, на первый взгляд, отрицательные черты могут быть в угоду расширению списка положительных моментов. В статье все уже оговорено, однако не лишним будет напомнить и классифицировать все нюансы.

Итак, плюсы:
  • автономность (в данном случае следует говорить об обособленности от инженерных систем и электричества);
  • смотря какое горючее можно применять: если только какой-то один вид – это минус, а если котел представлен комбинированной системой – это плюс;
  • стабильное горение и поддержание ровной температуры (при условии одинаковой дозировки поддержание горения, даже при ветре или осадках, не составляет труда).
В качестве 100% минусов отметим:
  • тяжелый разогрев горючего для достижения температуры воспламенения;
  • отсутствие пауз в работе отопителя (неоправданный расход топлива);
  • регламентированная минимальная температура в системе (у каждой она своя и зависит от объема теплоносителя, величины камеры горения и плотности гидрообвязки).
Котел на отработанном масле своими руками (видео)

https://youtube.com/watch?v=E22zPchFpzk

Устройство, работающее на мазуте

Из-за особой работы горелки дизельный котел не будет работать на мазуте или отработанном масле. Дополнительные горелки для модернизации котла на солярке стоят очень дорого, но не факт, что после проведенной своими руками смены конфигурации агрегата, он будет стабильно работать.

Котел на мазуте обладает такими преимуществами:

  • невероятно высокая теплопроводимость;
  • низкий показатель возникновения золы в устройстве;
  • светящееся пламя, способствующее возникновению радиационного теплообмена в топке;
  • может использоваться как в больших, так и в маленьких котлах;
  • добыча и организация хранения мазута;
  • высокая цена при покупке «чистого» мазута;
  • высокая температура застывания +25-30 о С.

Покупка такого рода котла выгодна только в том случае, если есть достаточно объемов топлива в постоянном доступе. Иначе агрегат будет дорого обходиться и совершенно не окупит себя. Котлы на мазуте преимущественно используются в местах, где это топливо обрабатывается своими руками или создается.

Котел жидкотопливный на дизельном топливе

Широко распространенный вид агрегатов на жидком топливе – на солярке. Они имеют небольшую стоимость, высокий КПД и просты в использовании. Агрегаты отопления дома на жидком топливе – солярке — не требуют особого разрешения на установку в локальную сеть отопления. Их можно модифицировать своими руками: подключить к газовой магистрали.

Дизельный агрегат отопления имеет конструкцию, в которую входят:

  • горелка, работающая на дизеле;
  • фильтры топлива;
  • насос;
  • отдельный пульт управления автоматизированной системой;
  • датчики безопасности по поддержанию стабильного горения и требуемой температуры теплоносителя в системе.
  1. Топливо смешивается с воздухом в надувной горелке.
  2. Смешавшись с воздухом переходит в камеру горения благодаря мощному вентилятору, где и сгорает.
  3. Теплоноситель нагревается, как и стенки камеры, в которой он находится.
  4. Образовавшиеся в процессе функционирования газы, отходят из системы устройства через специальный дымоход, предусмотренный конструкцией.

Благодаря тому, что котел на солярке мало чем отличается от газового. и существует возможность его переконфигурировать своими руками, так как ключевая разница заключается в типе горелки. Но их модификация своими руками возможна только для котлов на солярке, имеющих навесную горелку. Со встроенной такой трюк не пройдет.

Переоборудование топки своими руками с помощью деталей, входящих в комплектацию котла, должно происходить только по предлагающимся чертежам и никак иначе.

рассчитать расход топлива устройства и его теплопроизводительность

Это просто сделать, благодаря формуле: мощность котла в кВт/10 = кг топлива в 1 час работы. Для региона со средними климатическими условиями на снабжение теплоносителем постройки площадью 300 м 2 понадобится 3 тонны соляры. В среднем, 0,1л/час на 1 кВт мощности устройства. Расход может варьироваться в зависимости от потребностей жильцов в температуре – если кто-то комфортно себя чувствует при температуре 22-24 о С, то для других оптимальной будет от 25 о С. А чем выше температура, тем больше расход топлива.

Котлы на жидком топливе обзор моделей и выбор лучшего

Котлы отопления на жидком топливе ликбез по устройству агрегатов  обзор популярных моделей

Эту серию моделей производит De Dietrich (Франция). Сделаны котлы из чугуна, имеют мощность от 21 до 39 кВт. Могут быть обеспечены одной из трех систем регулировки работы установки (выбирать может покупатель) – ручная, дистанционная, автоматическая регулировки. Есть возможность переоборудования на газ с условием замены горелки. Модель стоит примерно 71 200 рублей.

Котлы отопления на жидком топливе ликбез по устройству агрегатов  обзор популярных моделей

Delta Pro 25/45/55

Производитель – Бельгия (ACV). Предназначение этих установок – домашнее использование, преимущественно не только для обогрева, но и для обеспечения жильцов дома горячей водой – к отопительному контуру подключается бак для подогрева воды. Нагрев жидкости до +30 градусов производится примерно в течение 10 минут. Котел может быть переделан под использование газового топлива. Стоимость — от 160 000 до 202 000 рублей.

Котлы отопления на жидком топливе ликбез по устройству агрегатов  обзор популярных моделей

Kiturami STS Oil

Южнокорейские котлы очень востребованы из-за невысокой цены (от 28 920 рублей). Но при этом они имеют отличное качество. Изготовлены они из нержавейки, легкие и прочные, а также компактные.

Котлы отопления на жидком топливе ликбез по устройству агрегатов  обзор популярных моделей

Бизон 30NL/40NL/ 50NL

Производитель – Словакия (фирма Protherm). Этот ряд моделей объединяет несколько установок, что прекрасно работают на жидком топливе. Отличаются мощностью, которая напрямую зависит от количества чугунных секций в теплообменнике. За работой оборудования помогает следить смотровое окно. Агрегаты обеспечивают и нагрев воды. Интересно, что производитель называет котлы названиями животных. Оборудование может быть переделано под потребление газового топлива – горелка покупается отдельно. Стоимость: 46 100 – 74 600рублей.

Котлы отопления на жидком топливе ликбез по устройству агрегатов  обзор популярных моделей

Эти корейские котлы служат минимум 10 лет, если верить производителю. Их мощность начинается от 11 кВт. Установки оборудованы турбонаддувной горелкой, встроенной вовнутрь. За счет этого удалось добиться снижения шума. Котлы большей мощности (от 40 кВт) оборудованы горелкой с насосами шестеренчатыми. Котел будет стоить от 38 580 до 49 850 рублей (в зависимости от конкретной модификации).

Котлы отопления на жидком топливе ликбез по устройству агрегатов  обзор популярных моделей

Производитель этих котлов – Германия (Buderus). Они отлично работают на жидком топливе, при необходимости легко переводятся на газовое. Отличаются надежностью, эффективностью, безопасностью. Очень экономны – этого удалось добиться за счет уникальной системы управления, которая отслеживает погодные условия и называется Buderus Logamatic

И, что тоже очень важно, котлы этой фирмы выглядят очень презентабельно. Среднерыночная стоимость — около 125 580 рублей

Устройство и принцип действия

Как уже было сказано выше, котлы отопления на жидком топливе конструктивно схожи с двухходовыми и трехходовыми газовыми котлами. В силу своей конструкции изделия производятся в напольном исполнении.

Для справки. В котельных установках с жаротрубным теплообменником продукты горения могут несколько раз поменять направление движения, делая несколько ходов по жаровым трубам и интенсивно отдавая тепло водяной рубашке. По количеству ходов теплообменнику и присваивают характеристику – трехходовой или двухходовой.

Схожесть состоит в конструкции теплообменника из жаровых труб, заключенных в водяную рубашку. В самом центре располагается камера для сжигания топлива, только у дизельного агрегата она имеет цилиндрическую форму. Это обусловлено конструктивными особенностями горелочного устройства, использующего жидкое топливо. Главные элементы и детали указаны на рисунке.

устройство котла Viessmann, работающего на жидком топливе

А – внешняя теплоизоляционная оболочка; В – теплообменные поверхности жаровых труб; С – камера сгорания; D – электронный блок управления; Е – горелочное уст ройство.

В изделиях ведущих зарубежных производителей топка изготовлена из жаропрочной нержавеющей стали, бюджетные отечественные теплогенераторы могут быть сделаны и из обычного толстого металла. Материал теплообменника – чугун или сталь, для теплоизоляции применяется базальтовое волокно либо плотный пенополиуретан. Горелка, которая работает на жидком топливе и представляет особый интерес, ее конструкция с расшифровкой элементов изображена ниже.

Котлы отопления на жидком топливе ликбез по устройству агрегатов  обзор популярных моделей

Чертеж дизельной горелки

А – дроссельная заслонка регулировки воздуха; D – блок системы розжига с датчиком контроля пламени; Е – топливная магистраль; F – электродвигатель вентилятора; G – насос; К, Н – подающий и обратный трубопроводы для горючего; І – электромагнитный клапан; L – кнопка сброса сигнала неисправности; М – автомат управления нагревом; N – консоль; О – кабель розжига; Р – электроды системы розжига; R – цилиндрическая рабочая часть; S – смешивающее устройство; Т – форсунка; U – шток с нагревателем горючего; V – воздухозаборное устройство; W – корпус горелки; Х – воздушный канал; Y – рабочее колесо вентилятора.

Рабочая часть изготовлена в виде цилиндра с множеством отверстий, сквозь них проходит пламя. Когда происходит сгорание топлива, пламя горелки нагревает цилиндрические стенки топки, как показано на фото.

Котлы отопления на жидком топливе ликбез по устройству агрегатов  обзор популярных моделей

Работа дизельной горелки

Для горючего предназначена специальная емкость, она бывает отдельно стоящей или подвешиваемой к стене, от нее к горелке прокладывается подающая магистраль. Некоторые горелочные устройства имеют обратную топливную магистраль для сброса давления, тогда установка котла и его подключение предусматриваются двумя трубками – подающей и обратной, идущими в емкость с горючим. Розжиг производится в автоматическом режиме по команде блока управления.

Как сделать котел на жидком топливе своими руками

Что понадобится в процессе работы:

  • сварочный аппарат;
  • углошлифовальная машина (болгарка);
  • металлическая бочка объемом 200 л;
  • обрезки арматуры (Ш 15 мм и длиной от 3 см).

Если нет бочки подходящего размера, можно изготовить ее самостоятельно, из листового металла, для этого понадобятся трубы с диаметром не менее 5 см и длиной 80 — 100 см. В качестве дна можно использовать цельнометаллический круг толщиной от 4-х мм.

  1. Внутри бочки необходимо сварить три опоры параллельно земле: первая понадобится для монтажа самой печи, вторая – на уровне поддувальной дверцы в котле, а третья на 20 см выше трубы.
  2. Для изготовления колосников (чугунная решетка, через которую воздух проникает под топливо) необходимо изготовить металлический круг с прорезями, чем он толще, тем лучше. Перегородка для колосников расположена внутри котла.
  3. В крышке котла, которая также как и колосники, должна быть изготовлена из толстого металлического круга, проделывается отверстие для крепления трубы дымохода.
  4. Для того, чтобы получить отверстие под печные двери, понадобится сделать прорезь в нижней части конструкции, дверь должна быть немного больше, чем отверстие. Также, внутри короба необходимо сделать перегородку, она будет разделять зольный и топочный отсеки.

8 Sime RONDO 3

Производительность комбинированного котла, который работает не только на дизельном топливе, а и на природном газе, может обеспечить эффективный обогрев помещений площадью до 240 кв. метров. Сверхпрочный теплообменник секционного типа из чугуна отличается высокой надежностью и способен на многолетнюю бесперебойную эксплуатацию. Работа в низкотемпературных режимах позволяет существенно экономить расход энергоносителя. При этом сколько-нибудь вреда жидкотопливному агрегату нанесено не будет.

Контролирует рабочий режим нагрева процессорный блок, который лучше всего подключать к сети через стабилизатор. Кроме того, имеется возможность интеграции внешнего управления. Данная функция очень удобна для дома – особенно, если котел расположен в нежилом помещении, не имеющем сообщения с жилой частью строения. КПД агрегата составляет 94,6 %, что для атмосферного котла является приличным показателем. С его помощью можно организовать и горячее водоснабжение – для этого необходимо лишь добавить в систему отопления бойлер косвенного нагрева.

Классификация

В зависимости от возможностей нагрева воды котлы отопления на дизельном топливе подразделяются на

  • одноконтурные, которые не предназначены для нагрева воды;
  • двухконтурные с ТЭНом или накопительным бойлером.

Котлы отопления на жидком топливе ликбез по устройству агрегатов  обзор популярных моделейКотлы отопления на жидком топливе ликбез по устройству агрегатов  обзор популярных моделейКотлы отопления на жидком топливе ликбез по устройству агрегатов  обзор популярных моделейКотлы отопления на жидком топливе ликбез по устройству агрегатов  обзор популярных моделей

Дизельные котлы могут иметь естественную тягу, когда газы удаляются через дымоход или принудительную.

Принудительная тяга обеспечивается дутьевыми вентиляторами и требует установки коаксиального дымохода (он построен по принципу «труба в трубе» — продукты сгорания выводятся через внутреннюю трубу, а воздух для горения — через наружную).

Котлы отопления на жидком топливе ликбез по устройству агрегатов  обзор популярных моделейКотлы отопления на жидком топливе ликбез по устройству агрегатов  обзор популярных моделейКотлы отопления на жидком топливе ликбез по устройству агрегатов  обзор популярных моделейКотлы отопления на жидком топливе ликбез по устройству агрегатов  обзор популярных моделей

Особенность масляных котлов – наличие системы подогрева масла.

Практически все современные модели имеют автоматическое управление, встроенный термостат, датчики контроля работы, принудительный отвод продуктов сгорания.

3 Buderus Logano G125 WS-25

Котлы отопления на жидком топливе ликбез по устройству агрегатов  обзор популярных моделей

У одноконтурного котла Buderus Logano G125 WS-25 с высоким КПД (96%) имеется ряд новшеств. Высокой производительности немецким инженерам удалось добиться благодаря согласованному взаимодействию отопительного котла, горелки и системы управления. Устройство отличается бесшумной работой, это достигнуто оптимизацией смесительной системы. Котел прост и удобен в управлении, все функции регулируются нажатием или поворотом соответствующих клавиш. Его можно подключить к любому дымоходу, образование сажи сведено к минимуму, что упрощает периодическое обслуживание. Модель прекрасно подойдет для отопления домов, магазинов, офисов площадью до 230 кв. м.

Владельцы коттеджей и торговых объектов в отзывах лестно высказываются по поводу производительности котла Buderus Logano G125 WS-25, простоты его эксплуатации и обслуживания. К недостаткам потребители относят высокую цену прибора и запасных частей.

Как хранить солярку

Котлы отопления на жидком топливе ликбез по устройству агрегатов  обзор популярных моделей Бак для топлива

Пожалуй, это самый первый вопрос, который встает перед владельцами дизельного котла. И это правда: к хранению жидкого топлива предъявляются особые требования, чтобы обеспечить Вашу безопасность.

Существует 2 вида баков для хранения солярки:

— открытого монтажа – представляют собой пластиковые бочки, изготовленные из полиэтилена или ПВХ. В их комплект обязательно должна входить система для забора топлива из бака, герметичная крышка и поплавок для определения уровня жидкости в баке.

Когда их можно использовать? Для хранения топлива в небольших загородных домах, если планируемый объем солярки не превышает 1000 литров.

Бак для хранения большого объема топлива

— закрытого монтажа – чаще всего изготавливаются из оцинкованного железа, однако, с недавних пор возможно и использование химически устойчивого пластика. Устанавливаются они в заранее вырытый котлован, который должен находиться на расстоянии от фундамента дома не менее 5 метров. В таком случае система должна оборудоваться насосом для подачи топлива с глубины.

Когда их можно использовать? Они незаменимы, если Вы собираетесь хранить большое количество солярки (до 20.000 литров).

Такие системы обязательно должны оснащаться не только датчиками уровня, но и датчиками утечки топлива. Солярка для заполнения бочки доставляется специальной службой по продаже ГСМ.