Сгон для батареи отопления

Устройство соединения со сгоном и его обозначение

Стальные соединительные муфты с цинковым покрытием или без него, имеющие двухстороннюю резьбу резьбу, предназначены для соединения водо- и газопроводных труб в системах отопления, газопроводах, водопроводах и других линий с не агрессивным рабочим телом при температуре до +175 С. и давлении меньше 1,6 МПа. (16 атм. или бар.). Для соединения трубопровода с сантехническим и газовым оборудованием в состав фитинга входит соединительная муфта (имеет боковые продольные ребра для сцепления с газовым ключом) и контргайка со стандартными размерами, соответствующими наружной трубной резьбе фитинга по ГОСТ 8969-75.

Маркировка фитинга по ГОСТ 8969-75 включает в себя наименование детали (сгон), условный диаметр, материал изготовления (литера Ц для оцинкованной стали) и указание вышеприведенного стандарта. Пример маркировки – Сгон 25-Ц ГОСТ 8969-75.

Сгон для батареи отопления

Рис. 4 Монтаж сгона

Соединение контура и батарей

Разбираться с методами соединения труб отопления с радиатором начнем с рассмотрения материалов, из которых могут быть сделаны системы обогрева. Они могут быть разными:

  • сталь;
  • медь;
  • пропилен;
  • ПВХ;
  • РЕХ;
  • металлопластик.

Все они выполняют одну-единственную функцию – это транспортировка теплоносителя от котельной (котла) к радиаторам, которые, в свою очередь, отдают тепло и тем самым нагревают помещение. Все батареи присоединяются к системе резьбой. Для этого на контур устанавливаются фитинги с переходом на резьбу. На полимерные контуры они ставятся методом пайки или напрессовыванием. Медь только паяется, а сталь может соединяться пресс-фитингами и резьбой.

В любом случае к батарее подводится резьбовое соединение. Как соединить батарею отопления с

Схемы подсоединения батарей к отоплению

трубой, схемы:

  • нижнее подключение;
  • боковое подключение;
  • диагональное подключение.

Самый эффективный вариант – это диагональ. В этом случае подача в батарею осуществляется сверху, а обратка выходит снизу противоположного торца. Разница температуры радиатора при различных методах подключения несущественна, поэтому в первую очередь следует отталкиваться от расположения батареи. В комплекте с новыми батареями всегда идут детали для их подключения:

  • гайки с маркировкой «S» и «O»;
  • заглушка;
  • кран Маевского.

Перед тем как соединить радиатор отопления с трубой в отверстия на торцах батареи закручиваются гайки, а потом в них в зависимости от разводки вкручиваются заглушки, кран Маевского и американки.

Американка – это такая гайка, которая может крутиться при неподвижном фитинге. Кстати, при подсоединении труб отопления к котлу отопления также обязательно ставить краны с американкой. При этом нужно чтобы американка накручивалась не на патрубок котла, а на контур. Тогда можно будет спокойно снять котел и из него не выльется вода.

Некоторые мастера не ставят краны при обвязке батарей, что приводит к сложностям в дальнейшей эксплуатации. Если вы захотите снять и прочистить батарею, то придется сливать всю воду из системы, а потом заполнять ее. А если зимой случится гидроудар и разорвет радиатор, что тогда? Получается, нужно будет остановить всю систему обогрева, чтобы заменить его. Это притом, что вряд ли у кого-то дома стоит дежурный запасной радиатор.

Нужно будет поехать в магазин, купить его, найти мастера. Это займет полдня минимум, при минусовой температуре на улице есть риск размораживания системы. И тогда нужно будет не только батареи менять, а и чинить весь контур. Если ставить краны, то можно отсекать радиаторы без остановки всей системы.

Что такое сгоны

Сгон – это соединительная деталь, которая выглядит как коротенькая трубка, у которой на одном конце резьба короткая, на другом более длинная. Сюда надевается контргайка и муфта целиком.

Рекомендуется брать сгоны для труб с достаточно длинной резьбой, иначе все детали не поместятся на участке с резьбой, и тогда потребуется увеличивать расстояние между соединяемыми концами трубы и сгона, в результате прочность соединения будет снижена.

Данная соединительная деталь наиболее часто применяется при прокладке водопроводов. Поэтому ее необходимо обрабатывать антикоррозийными средствами.

Сгон для батареи отопления

Чаще всего встречаются следующие виды металлических сгонов для труб:

  • Никелированные. Данные сгоны придают трубопроводу более красивый вид, поэтому чаще всего используются в жилых помещениях. Однако они более дорогие по сравнению с обычными стальными деталями.
  • Оцинкованные. Применяются на открытых участках, где на трубопровод будут оказывать влияние атмосферные явления.
  • Стальные. Используются для трубопроводов, укладываемых в грунт. Чтобы предотвратить образование коррозии осуществляется их покраска.

Госстандартом определены такие размеры сгонов для труб:

  • 150×50×65×17 мм, где первое значение длина, второе — внутренний диаметр, третье — длина одного резьбового участка, последнее – длина другого резьбового участка;
  • 130×32×55×13 мм;
  • 110×15×40×9 мм.

Сгон для батареи отопления

Как подобрать сгон

При выборе сгона требуется учитывать:

  • вид соединительного фитинга;
  • материал изготовления фитинга;
  • технические параметры.

Разновидности сгонов

Произвести классификацию сгонов можно по следующим признакам:

  1. в зависимости от конструктивного исполнения различают:
  • прямой сгон, предназначенный для монтажа на ровном участке магистрали (рисунок выше);
  • угловой сгон, предназначенный для участков с необходимостью смены направления трубопроводной системы;

Сгон для батареи отопления

Фитинг для смены направления магистрали

  Прямой и угловой сгоны отличаются исключительно по виду и предназначению. Все остальные параметры полностью идентичны.

  1. в зависимости от сферы применения различают:
  • компенсирующие сгоны. В большинстве случаев такие устройства устанавливаются в местах подключения сантехнического или газового оборудования, радиаторов отопления, так как позволяют компенсировать отклонение труб в пределах 5 см;
  • короткие и длинные сгоны, применяющиеся для подключения иного оборудования трубопроводной системы.

Сгон для батареи отопления

Разновидности сгонов для трубопровода

Многие, особенно начинающие сантехники, причисляют к разновидностям сгонов такие фитинги, как бочата и резьбы. Однако данное утверждение ошибочно.

Бочонок представляет собой отрез трубы с резьбой на концах. В отличие от сгона на трубу с обеих сторон наносится одинаковая по длине и размерам резьба. Предназначается такое устройство для соединения труб без сварки.

Сгон для батареи отопления

Фитинг для соединения труб между собой

Резьба – это фитинг, изготовленный из отреза трубы с резьбой на одном конце. Устройство применяется для присоединения иных видов резьбовых фитингов в водопроводную, газопроводную или отопительную систему.

Сгон для батареи отопления

Устройство для монтажа резьбовых фитингов

Подбор материала изготовления

Для изготовления сгонов используются такие материалы, как:

  • углеродистая сталь. Стальные фитинги отличается невысокой стоимостью и большим запасом прочности. Однако из-за сильной подверженности коррозии их монтаж производится преимущественно на системы газоснабжения;
  • оцинкованная сталь. Такие фитинги не подвержены образованию коррозийного налета, поэтому могут применяться в системах водоснабжения, в том числе и питьевого водопровода и отопления, а также на иных трубопроводах в местах возможного воздействия атмосферных осадков;
  • нержавеющая сталь. В отличие от оцинкованных фитинги из нержавеющей стали отличаются большей стоимостью и преимущественно предназначаются для питьевых водопроводных систем, а также для соединения труб в земле;
  • латунь. В настоящее время из-за высокой стоимости практически не используется.

Сгон для батареи отопления

Латунный сгон для трубопроводов

Определение технических параметров

Металлические сгоны изготавливаются в соответствии с ГОСТ 8969-2010. При подборе параметров следует учитывать:

  • вид резьбы. Сгоны могут быть с левой резьбой или с правой, с внутренней резьбой или с внешней резьбой. Подбор данного параметра осуществляется на основании данных оборудования, которое требуется подключить при помощи фитинга;
  • условный проход фитинга в соответствии с диаметром трубопроводной магистрали;
  • размер нанесенной на фитинг резьбы.

Сгон для батареи отопления

Стандартные размеры металлических сгонов в соответствии с ГОСТ

  Все технические параметры указываются в маркировке фитинга, которая наносится в соответствии с ГОСТ 8969-75. Например, Сгон40-Ц ГОСТ 8969-75 указывает, что фитинг изготовлен из оцинкованной стали (Ц) в соответствии с техническим регламентом и имеет условный проход 40 мм.

Как врезаться в трубу без сварки

Как врезаться в трубу без сварки интересует того хозяина дома, который решил сделать перепланировку или расширение жилой площади. Не каждый человек владеет технологией сварочных работ. Да и аппаратура стоит достаточно дорого, чтобы приобретать ее в собственность для одноразовой работы. Поэтому всегда возникает вопрос, как осуществить работу без сварки.

Существует три метода врезки в трубу без сварки:

  • При помощи патрубка;
  • Врезка под давлением с помощью адаптера;
  • Врезка без давления с помощью сиделки.

Проблемы по ходу выполняемых работ

 Вся работа ведется с водопроводной трубой. В ходе этого процесса могут возникнуть такие проблемы:

  1. Водопроводная труба может быть помещена в стену или идти слишком близко вдоль нее. Это очень сильно усложняет предстоящую работу.
  2. В некоторых конструкция требуется соединение по принципу «папа-мама». На конце трубы присутствует раструб с уплотнением. Его достаточно трудно вставить в другую трубу.
  3. При замене обычно одна длинная труба заменяется двумя отрезками, стыкующимися между собой патрубком. Такое соединение выполняется не очень просто.

Особенности врезки с помощью патрубка

Данный процесс осуществляется без режущего инструмента, т.к. ничего разъединять не требуется. Необходимо просто приобрести в строительном магазине патрубок. Главное, чтобы его размер совпадал с диаметром водопровода.

Этапы работы:

  • На поверхности трубы высверливается отверстие под патрубок. Делается оно с помощью специального корончатого сверла.
  • Фиксация патрубка на водопроводной трубе. Вырезанное отверстие должно полностью совпасть с выемкой патрубка. В работе применяются ключ и отвертка.
  • Берется уплотнитель из резины и вставляется в закрепленный на трубе патрубок.
  • Вставка водоотводного шланга в патрубок через резиновый уплотнитель.

Т.к. водопроводная система имеет слабость к утечкам, то все стыки обязательно нужно обработать герметикам. Он продается в магазинах с автомобильной косметикой. Силиконовое вещество мажет вокруг отверстия, но делать это нужно на расстоянии в 1 см.

Если труба сделана из стали, то уплотнить созданное отверстие нужно хомутом. Если труба полиэтиленовая, то подойдет обычная изолента.

Врезка в водопровод

Особенность врезки под давлением

Если водоподача идет под давлением, то врезка в такую трубу  делается при помощи специального устройства. Оно называется сиделка. Состоит она из двух частей, которые обхватывают водопровод с обеих сторон. Среди сантехников ходит такое жаргонное название сиделки, как хомут для врезки.

Сиделка помогает очень оперативно создать нужное число ответвлений от трубы для организации систем поставки питьевой воды, для технических нужд.

Патрубок в этой ситуации поворачивается на 360 градусов

Очень важно, чтобы деталь была сделана из того же материала, что и труба. Тогда общая конструкция сможет выдержать то давление, под напором которого функционирует водоподача

Особенность врезки без давления

Для осуществления этого метода нужно использовать адаптер. Всю работу нужно делать поэтапно:

  • Сначала требуется отключить всю воду в доме;
  • С помощью дрели и коронкового сверла в водопроводе делается отверстие круглой формы.
  • Совмещая с отверстием на трубе, располагается адаптер. Затем он закрепляется на этом месте с помощью болтов. Если используется обычная фиксация, то поверхность водопровода нужно очистить и обезжирить. Только потом накладывать адаптер и затянуть гайку.

После каждого метода врезки в водопровод, нужно возобновить подачу воды и протестировать новую конструкцию.

На видео ниже показано как делать врезку с помощью хомутового отвода:

Самостоятельное изготовление сгона

При необходимости изготовить сгон нужных размеров можно самостоятельно. Для выполнения работы потребуются:

  • металлическая стальная труба – отрез трубы соответствующей длины;
  • столярные тиски для облегчения работы;
  • оборудование для нарезки резьбы: плашка с плашкодержателем для внешней резьбы или метчик для нанесения внутренней резьбы;
  • напильник (предназначается для снятия фаски);
  • болгарка (ножовка по металлу) для резки, если потребуется отрезать часть трубы для заготовки сгона;
  • смазка.

Работа выполняется в следующем порядке:

  1. при помощи болгарки или ножовки отрезается заготовка для сгона соответствующей длины;

Сгон для батареи отопления

Обрезка трубы болгаркой для изготовления сгона

  В соответствии с рекомендациями специалистов длина сгона должна быть на 3 – 5 мм больше разрыва труб.

  1. с концов подготовленного отреза снимается фаска;
  2. края обрабатываются смазкой для облегчения нарезки резьбы;
  3. сгон зажимается тисками;
  4. выбранным оборудованием нарезается резьба. Короткая часть резьбы должна составлять не менее 5 ниток, а длинная – 20 ниток. При необходимости длинная часть может быть увеличена до 30 ниток.

Сгон для батареи отопления

Нарезка резьбы на сгоне

При самостоятельном изготовлении сгона нельзя забывать о средствах индивидуальной защиты мастера. Рекомендуется использовать перчатки и защитную маску при резке труб.

Виды уплотнителей

Раньше не было такого разнообразия уплотнителей, как сегодня. Некоторые сантехники используют весь спектр материалов в своей работе, а есть консерваторы, которые до сих пор признают только лён. Правы ли они? Давайте разберемся. Чем уплотнить резьбу на трубе отопления:

  • лента-фум;
  • лён с пастой;
  • анаэробный клей герметик;
  • уплотнительная нить.

Сохнет лён в системах с горячим теплоносителем, а гниет на холодной воде. В первом и во втором случае результатом процесса будет появление течи. Благодаря пасте фитинг после закрутки можно немного отпустить, сделав оборот назад не более чем на 45 градусов. Универсальный материал, подходит как для соединения металлических труб отопления, так и для полимеров.

Лён подходит для всех видов резьбы на трубах отопления независимо от диаметра. Он самый дешевый из уплотнителей

Важно правильно его намотать:

  • при помощи полотна по металлу или напильника делаются насечки на резьбе;
  • прядь льна скатывается в нечто подобное нити;
  • накрутка осуществляется по ходу закручивания фитинга (обычно по часовой стрелке);
  • равномерно наносится защитная паста.

Сгон для батареи отопления

Уплотнение льном

При накручивании льна важно не переусердствовать. Сначала нужно сделать первый виток, который закрепит уплотнитель на резьбе

При этом остается хвостик. На втором витке оставшийся хвостик подхватывается и наматывается вместе с общим волокном. Следите, чтобы не было перекрутов. Распределять материал по резьбе нужно равномерно от торца к корпусу фитинга. Работая со льном, при соединении труб отопления, нужно следить за своими руками, так как они постоянно измазаны пастой. Если такими руками взяться за полипропиленовую трубу, останется отпечаток.

Фум лента применяется для тонкостенных фитингов и соединителей с мелкой резьбой. Работать с материалом легко, руки всегда чистые. При этом фум лента достаточно дорогая и в основном ее используют для маленьких диаметров. Существенный недостаток этого уплотнителя – это невозможность юстировки. То есть, если стык труб отопления закручен и его нужно немного отпустить, чтобы отцентрировать, то соединение при этом теряет свою герметичность.

Уплотнительная нить так же, как и фум лента не нуждается в смазке и применении специальной пасты. Она может наматываться на грязную или мокрую резьбу, применима для пластика.

Герметики наносятся на чистую и обезжиренную резьбу (обычно новую). Они бывают:

  • демонтируемые;
  • трудно демонтируемые.

А по факту они все не демонтируемые. Перед тем как соединить трубы отопления, используя герметик, вы должны быть готовы к тому, что разобрать соединение можно будет только после нагревания. И только тогда, возможно, получится его открутить. Зато при монтаже места соединений даже не нужно подтягивать ключами.

Установка сгонов

Основными преимуществами установки сгонов являются:

  • простота монтажа. Соединение труб сгоном не требует для выполнения сварочного аппарата и навыков работы с ним. Работа может быть выполнена начинающим мастером;
  • невысокая стоимость;
  • получение разъемного соединения;
  • возможность проведения ремонта без отключения всей трубопроводной магистрали.

Места размещения фитингов

Сгоны рекомендуется устанавливать:

  • после кранов и/или вентилей, что позволит отключить последующий участок трубопроводной системы для выполнения ремонтных или профилактических работ;
  • на центральных стояках какой-либо системы;
  • при подключении оборудования (радиаторов отопления, котлов, приборов индивидуального учета и так далее);
  • на подводках стационарного типа.

Сгон для батареи отопления

Места, где требуется монтаж сгона

Установка фитинга

Для монтажа трубопровода потребуется приобрести сгон с муфтой и контргайкой (стандартный комплект фитинга).

Сгон для батареи отопления

Комплект фитинга «Сгон»

Соединение сгонов муфтой производится по следующей схеме:

  1. на конец сгона с длинной резьбой устанавливается контргайка, а затем накручивается соединительная муфта;
  2. соединяются участки трубопроводной системы;
  3. муфта плавно перемещается на короткий участок резьбы до упора («заклинивания», как готовят профессиональные сантехники);
  4. длинный участок резьбы герметизируется любым способом: можно использовать обычную льняную нить с дополнительной фиксацией краской или специальным составом; можно специализированные средства, такие как ФУМ-лента, нить Тангит Унилок и так далее;

Сгон для батареи отопления

Варианты уплотнения резьбового соединения

  1. муфта закрепляется контргайкой;
  2. все элементы соединения в сборе фиксируются при помощи газового ключа;

Сгон для батареи отопления

Последовательность сборки трубопровода при помощи сгонов

  1. проверяется герметичность полученного соединения. При наличии течи через фитинг рекомендуется увеличить количество герметизирующего материала и плотнее затянуть гайку.

Что такое сгон и как его установить, смотрите на видео.

Стандартные сгоны могут быть установлены на трубопроводные системы при соблюдении следующих условий:

  • максимальное давление внутри магистрали не превышает показателя в 16 атмосфер;
  • максимальная температура рабочей среды — 175°С.

При необходимости установки сгонов на системы с иными параметрами требуется изготовление сгонов по индивидуальным параметрам.

Где используются и устанавливаются сгоны

Сгоны применяют в водопроводах, системах отопления, газопроводах, их устанавливают:

  • В линиях водоснабжения и отопления после вентиля на стояке. Это позволяет извлечь запорную арматуру из трубопровода в случае неисправности для ремонта или замены.
  • При подводке к радиатору отопления из чугуна старого образца труб, также их применение позволяет очистить трубопровод от известковых отложений и ржавчины.
  • На подводку при подключении автономного оборудования для нагрева воды – газовых котлов, бойлеров, расширительных баков и сантехнической арматуры (смесители с разъемом елочка).
  • На трубопровод для подводки газа к бытовому и водонагревательному оборудованию – плитам, котлам.
  • Иногда сгоны используются на участках системы для получения дополнительного отвода, при этом муфту заменяют тройником, а расстояние между трубами увеличивают.

Сгон для батареи отопления

Рис. 3 Сгон стальной цилиндрический – размеры по ГОСТ 8969-75.