6.1.1. Сложение шума от нескольких источников
При
попадании в расчетную точку шума от
нескольких источников складывается их
интенсивность. Уровень интенсивности
при одновременной работе этих источников
определяют как
(4.12)
где
Li– уровень интенсивности (или звукового
давления)i-го источника;n– количество
источников.
Если
все источники шума имеют одинаковый
уровень интенсивности, то
(4.13)
Для
суммирования шума от двух источников
можно применить зависимость
(4.14)
где
– max(L1,L2) –
максимальное значение уровня интенсивности
из двух источников; ΔL– добавка, определяемая по таблице 4.2
в зависимости от модуля разности
интенсивностейL1иL2.
Таблица
4.2
Определение
добавки ΔL
|L1-L2| |
1 |
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
15 |
20 |
ΔL |
3 |
2,5 |
2 |
1,5 |
1 |
0,6 |
0,4 |
0,2 |
При
необходимости этот метод можно
распространить на любое количество
источников шума.
Рассмотренные
особенности суммирования уровней
позволяют сделать практический вывод
о том, что для снижения шума в помещении
необходимо сначала снижать шум от более
мощных источников.
Определение индекса изоляции воздушного шума между несущей плитой перекрытия
Индекс
изоляции воздушного шума ограждающими
конструкциями сплошного сечения с
поверхностной плотностью более 100 кг/м3
определяется
по формуле:
,
где
m
– поверхностная плотность,
K—
коэффициент, учитывающий относительное
увеличение изгибной жесткости их бетонов
на легких заполнителях по отношению к
конструкциям из тяжелого бетона с той
же поверхностной плотностью, определяется
по таблице №10 СНиП 23-103 2003. Для сплошных
ограждающих конструкций плотностью
1800 кг/м3
и более K=1
Определяем
поверхностную плотность несущей плиты
перекрытия по формуле:
,
где
ρ – плотность ж/б плиты равная
,
h
– толщина плиты равная 140 мм
,
где
m1
– поверхностная плотность несущей
плиты перекрытия.
Определяем
К:
К=1,
т.к. ρ≥1800 кг/м3
Рассчитываем
индекс воздушного шума несущей плитой
перекрытия по формуле:
,
т.к m1≥100
кг/м2
Определяем
поверхностную плотность конструкции
пола выше звукоизоляционного слоя.
При
наличии звукоизоляционного слоя
определить поверхностную плотность m
конструкции пола выше звукоизоляционного
слоя как сумму поверхностных плотностей
элементов конструкции:
,
где
m2
– поверхностная плотность конструкции
пола выше звукоизоляционного слоя кг/м2
ρстяж
=1600 кг/м3
hстяж=
40 мм
ρпарк=
800 кг/м3
hпарк=
12 мм
Определяем
нагрузку на звукоизоляционный слой
перекрытия.
где
Р
– полезная нагрузка на пол варьируется
от 2000 до 3000 Па
g
– ускорение свободного падения,
принимаемое равным 10 м/с2
P=
2000, Па
=>
5000Па
Таблица
№16 СП 23-103 2003
Материалы |
Плотность, |
Динамический |
|||||
2000 |
5000 |
10000 |
|||||
Eд |
e |
Eд |
e |
Eд |
e |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
7. |
|||||||
Пенотерм (НПП-ЛЭ) |
6,6×105 |
0,1 |
8,5×105 |
0,2 |
9,2×105 |
0,25 |
|
Eд=8,5*105
Па
ε=0,2
Определяем
толщину звукоизоляционного слоя в
обжатом состоянии:
,где
d
=0,02– толщина звукоизоляционного слоя
в необжатом состоянии
Находим
частоту резонанса конструкции:
(принимаем
по среднегеометрическим значениям
частот
)
Определение
индекса изоляции воздушного шума
По
таблице находим индекс изоляции
воздушного шума (Rw)
данным междуэтажным перекрытием.
Rw0
= 51.13 дБ
Таблица
№15 СП 23-103 2003
Конструкция пола |
fp, |
Индекс изоляции воздушного |
|||||
43 |
46 |
49 |
52 |
55 |
57 |
||
2. Покрытие пола на монолитной |
160 |
50 |
51 |
53 |
54 |
55 |
57 |
Rw
= 54 дБ
Вывод:
помещение
находящееся под междуэтажным перекрытием
может быть использовано как помещения
общего пользования (коридоры, вестибюли,
холлы) т.к
нормативное значение индекса изоляции
воздушного шума
дляперекрытий
Rw(норм)
= 47 дБ,
что удовлетворяетRw(норм)
≤ Rw(расч)
(47≤54),
следовательно
перекрытие соответствует требованиям
СП 23-103 2003
Определение
индекса приведенного уровня ударного
шума под междуэтажным перекрытием с
полом на звукоизоляционном слое.
Индекс
приведенного ударного шума Lnw
под междуэтажным перекрытием с полом
на звукоизоляционном слое следует
определять по таблице № 17 СП 23-103 2003 в
зависимости от величины индекса
приведенного ударного шума для несущей
плиты перекрытия Lnw,
определенного по таблице № 18 СП 23-103
2003, и частоты собственных колебаний
пола, лежащего на звукоизоляционном
слое, f,
определяемой по формуле:
Где
Ед
– динамический модуль упругости
звукоизоляционного слоя, Па
ε
– относительное сжатие материала
звукоизоляционного слоя при нагрузке
на звукоизоляционный слой, Па
По
таблице № 16 СП 23-103 2003 находим:
Eд=8,5*105
Па
ε=0,2
По
таблице № 18 СП 23-103 2003 находим:
Lnw
= 76 дБ
Примечания:
-
При
подвесном потолке из листовых материалов
(ГКЛ, ГВЛ и т.п) из значений Lnwвычитается
1 дБ -
При
заполнении пространства над подвесным
потолком звукопоглощающим материалом
из значений Lnw
вычитается 2 дБ
Вычисляем
частоту колебаний пола по формуле при
Eд=8,5*105
Па,
ε=0,2, толщине в обжатом состоянии
(принимаем
по среднегеометрическим значениям
частот
)
По
таблице № 17 СП 23-103 2003 находим индекс
приведенного уровня ударного шума Lnw
= 58 дБ
Выводпомещение
находящиеся под междуэтажным перекрытием
может быть использовано как помещение
музыкальных классов средних учебных
заведений т.к нормативное значение
индекса приведенного уровня ударного
шума дляперекрытийLnw(норм)
=58
дБ, что удовлетворяетLnw(норм)
≥ Lnw(расч)
(58≥58),
следовательно
перекрытие соответствует требованиям
СП 23-103 2003
Проведение ШВИ от А до Я
Как использовать формулу для расчета звукоизоляции
Проведение ШВИ или вернее сказать, защита от внешнего/внутреннего шума изначально предусмотрена конструкцией большинства авто. Только стандартная ШВИ недостаточно эффективна в большинстве случаев. В результате этого возникают следующие неприятные моменты.
- Значительно снижается уровень комфорта в салоне авто, что особенно актуально во время длительных поездок.
- Появляется быстрая утомляемость водителя транспортного средства, что становится причиной невнимательности и допуска ошибок.
- В итоге начинают возникать различные экстремальные ситуации на дороге, включая мелкие и даже крупные ДТП в результате снижения внимательности, и как следствие, безопасности движения.
Шумы, как известно, отрицательно воздействующие на водителя и пассажиров, создаются от:
- Функционирующей силовой установки;
- Рабочих компонентов трансмиссии;
- Покрышек;
- Системы выхлопа;
- Кузова и его деталей.
Формулы расчета звукоизоляции
На сегодняшний день известны многочисленные технологии и материалы, способные эффективно нейтрализовать шум, и снизить вибрации. Они чаще всего применяются в автосервисах. Есть также инструкции, позволяющие провести ШВИ своими силами. Изначально надо суметь осуществить грамотный выбор надлежащих материалов для проведения ШВИ.
А в частности, следует знать, что материалы отличаются по следующим характеристикам:
- Поглощение. Принято отличать материалы ШВИ, которые поглощают шум и звуковые волны. Одним из эффективнейших материалов данного типа принято считать акустический войлок, подбитый битумным слоем. С другой стороны, такой материал уже давно считается устаревшим после выхода современных пористых материалов со схожими характеристиками.
- Изоляторы. Данные материалы способны отражать звуковые волны. В большинстве своем применяются для изоляции двигательного отсека или капота, а также используются в качестве второго слоя в салоне авто.
ШВИ Роквул
- Виброизоляторы. Это материалы, которые эффективно уменьшают частоту вибраций салонных панелей из металлического или пластикового материала. К таким ШВИ принято относить Бимаст, Визомат и др.
- Уплотнители. Материалы, легко устраняющие скрипы и постукивания облицовочных панелей, а также других салонных элементов. Лучшими уплотнителями считаются Маделин, Битопласт и др.
Для наилучшего эффекта, материалы принято комбинировать.
Как и говорилось выше, для расчета нужного количества материалов, требуется провести определенные замеры:
- С помощью линейки измерить кузовной элемент.
- Затем путем несложных вычислений определить площадь.
- Ввести данные в калькулятор или примерно вычислить, сколько материала понадобится.
Листы ШВИ
Ниже в таблице приведено примерное количество определенных материалов, используемых для ШВИ различных зон автокузова.
Материалы | Капот | Крыша | Дверь | Пол |
Бимаст | 2 листа | 1 лист | 5 листов | |
Визомат | 2 листа | 2 листа | ||
Вибропласт | 0,3 листа | 1 лист | ||
Акцент | 1 лист | 0,25 листа | 2 листа | |
Сплен | 0,75 листа | |||
Битопласт | 0,5 листа |
С материалами определились. Теперь нужно хорошенько подготовить все поверхности, которые придется обработать.
- В первую очередь рекомендуется демонтировать обивку кузовных деталей – капота, крыши, багажного отсека и других элементов, намеченных под обработку. Рекомендуется тщательно следить за коррозийными пятнами на металлических поверхностях деталях. Если они имеются, то надо зачистить все, обработать их преобразователями ржавчины, загрунтовать и покрыть краской.
- Во-вторых, если стандартная ШВИ потеряла свою силу, то есть эластичность, все листы надо демонтировать. Чтобы удалить остатки битум основы, рекомендуется применить уайт спирит.
- Далее надо будет удалить все загрязнения, хорошенько обезжирить кузовные элементы растворителем. Поверхности должны быть идеально чистыми, дабы материалы ШВИ прилегали к кузовным деталям максимально плотно.
ШВИ в упаковках
ШВИ материалы, такие как Бимаст или Вибропласт, редко клеятся целыми и большими кусками. Их наносят полосками и кусками, вырезаемыми своими руками. Это позволяет сэкономить материал, провести ШВИ грамотно и практично.
Вот, как проводится раскрой:
- Вначале размечаются прямоугольники на материале (на некоторых моделях имеются формованные квадратики площадью 1 см2) и вырезаются по линиям.
- Обязательно учитывается размер дренажных отверстий.
Напротив, такие материалы, как Акцент, Сплен или Изотон клеятся большими кусками
Это важно учитывать при раскрое своими руками
Лучшая формула для расчета материалов ШВИ