Участие в долевом строительстве сопряжено с волнениями и тревогами. Но вот наступает счастливый момент: время ожидания и сомнений подошло к концу – вас ждет осмотр и приемка квартиры в новостройке. К этому шагу нужно подготовиться, чтобы уберечь себя, как минимум, от лишних финансовых потерь. Несмотря на то, что любой объект долевого строительства имеет гарантийный срок, лучше все недоделки и строительный брак выявить на стадии приемки и подписания акта (смотрового листка). В противном случае жильцам придется устранять дефекты за собственный счет или терпеть ремонтно-восстановительные работы уже во время проживания.
Процесс приемки квартиры подразумевает внимательный осмотр помещения, выявление неисправностей, несоответствия качества работ договору долевого участия (ДДУ), внесение в сдаточно-приемочный акт всех несоответствий с указанием сроков устранения.
Подготовка к осмотру перед приемкой
Такие дефекты отделки квартиры, как отставшие обои, потеки, сырость на потолке, стенах, треснувшее стекло, можно заметить, не являясь специалистом-строителем. Но чтобы увидеть более специфические недостатки, нужно вооружиться инструментами и/или прихватить на осмотр и приемку знакомого профессионала.
Сейчас на рынке появилась услуга помощи в приемке квартиры. Специалисты обнаружат дефекты строительства и отделки, помогут заполнить смотровой листок, измерят уровень электромагнитного, радиоактивного излучения, корректно подсчитают площадь и предоставят план с реальными цифрами.
На самостоятельные осмотр и приемку жилья (без сопровождения специалиста) нужно отправляться со следующими инструментами и приборами:
- Бумага, карандаш – пригодятся для черновых записей, расчетов при обмерах площадей помещений перед приемкой.
- Мелок или фломастер – при черновой отделке квартиры с открытой стяжкой и стенами ими обводят дефектные места (бугры или ямы), которые требуют доработки.
- Фонарь – для осмотра труднодоступных мест.
- Зажигалка – ею проверяют количество камер в стеклопакетах.
- Тонкий лист бумаги – для проверки работы вентиляции.
- Строительный уровень.
- Индикаторная отвертка для проверки работы розеток (можно заменить любым компактным электроприбором).
- Мощная дрель.
- Молоток.
- Вольтметр.
- Лампочка, легкая стремянка или табурет – иногда приемка проходит до вкручивания всех ламп.
Отправляясь принимать квартиру в новостройке, необходимо захватить с собой ДДУ: в документе указан перечень работ, вариант отделки (черновая, чистовая), перечислены используемые материалы.
Внимание: если в приложении к договору указан материал определенного производителя, то не являясь специалистом, при осмотре на глаз вы этого определить не сможете. Представитель застройщика обязан предъявить документы, подтверждающие, что материал именно указанной фирмы (качества) использовался в отделке квартиры.
Этапы осмотра
Сначала производится осмотр на предмет соответствия размеров. При расхождении параметров с цифрами в договоре следует измерить и зафиксировать реальную площадь квартиры – застройщик обязан будет вернуть деньги, уплаченные за отсутствующие метры. Высота потолка тоже измеряется на соответствие, сильно заниженный потолок – серьезный дефект и причина для отказа от приемки.
Далее осмотр квартиры перед приемкой проводится методично по пунктам.
Осмотр полов
Поверхность пола должна быть ровной, межкомнатные перепады – незаметными. Стыки напольного покрытия обязаны быть герметичными, сам материал – соответствовать заявленному (ламинат, линолеум, плитка). В квартире с черновой отделкой, когда напольное покрытие отсутствует, перед приемкой необходимо произвести осмотр стяжки: нет ли осыпающихся мест.
Пустоты в стяжке легко обнаружить, легонько постукивая по полу молотком – звук в пустотелых местах и на участках отставания стяжки (вспучивания) будет звонче. Обнаруженный брак не забудьте обвести мелком.
Осмотр потолков и стен
Перед приемкой следует обратить внимание на отсутствие перепадов между плитами, качество заделки стыков, швов. Углы и стены во всех помещениях квартиры измеряют уровнем: допустимо отклонение на 5–7 мм на всю высоту потолка. Сырые участки на потолке, плесень говорят о некачественной теплоизоляции – эта информация тоже заносится в смотровой листок.
Осмотр и проверка окон
Откройте и закройте каждое окно в квартире (включая остекление лоджии или балкона), приводя их в положения «настежь» и «проветривание», отметьте наличие уплотнителя, работу запорного механизма, целостность стекол.
Стеклопакеты необходимо проверить на соответствие заявленной толщине: подносите зажженную зажигалку к стеклу и по числу отражений огонька определите количество камер.
Произведите осмотр подоконников: не дует ли снизу (сигнал об отсутствии теплоизоляционной ленты и/или пены), нет ли царапин и потертостей.
Обязательно нужно обратить внимание на горизонтальную линию подоконника: незначительный уклон допустим, но он не должен быть заметен визуально. В случае, если подоконник сильно «западает» на сторону или назад (к стеклу), то уровнем следует замерить уклон для записи в дефектной ведомости. Специалисты рекомендуют даже сфотографировать подоконник с лежащим уровнем для наглядности.
Осмотр дверей
Проверьте легкость открывания-закрывания межкомнатных дверей, работу защелок и замков. Если вы пришли на приемку квартиры с черновой отделкой, удостоверьтесь, что нижний край дверного полотна находится на достаточном расстоянии от поверхности стяжки, чтобы впоследствии, при укладке напольного покрытия, дверь легко открывалась, не задевая линолеум или ламинат.
Входная дверь проверяется на соответствие заявленному качеству (наполнитель, толщина металла, фирма-изготовитель). Также на этапе осмотра нужно удостовериться в функционировании замков, отсутствии вмятин и повреждений покрасочного слоя.
Проверка системы отопления
Трубы и батареи в принимаемой вами квартире не должны подтекать, краны регулировки должны легко поворачиваться. Если осмотр и приемка квартиры происходят в отопительный сезон, проверяется равномерность нагрева каждой батареи. Обратите внимание на положение батарейной секции: она должна быть прочно закреплена, находиться на расстоянии не менее 2 см от стены, 7 см от подоконника, 10 см от пола.
Электричество
Перед приемкой квартиры запишите показания и номер счетчика, убедитесь в надежности закрепления розеток и выключателей.
Работа сети проверяется с помощью принесенных приборов: вольтметра, отвертки-индикатора, ЗУ от телефона. Включите дрель на 2 минуты – автоматы не должны отключать электропитание в квартире от такой нагрузки.
Водоснабжение, сантехника, канализация
В процессе осмотра жилья перед приемкой проверьте работоспособность запорных кранов, смесителей. Санфаянс (унитаз, раковина, ванна) должен быть без трещин, сколов, соответствовать заявленному качеству и производителю, надежно закреплен. Осматриваются счетчики воды, записываются показания.
Внимание: обязательно запишите номера счетчиков, чтобы при выдаче их паспортов проверить соответствие.
Вентиляция
Вентиляцию в квартире проверяют, поднеся заготовленный листок бумаги к отверстию: потоком воздуха его прижмет к вентиляционной решетке. Если этого не произошло, по окончании осмотра смело предъявляете претензии застройщику по поводу нерабочей вентиляции.
Важные тонкости осмотра и приемки
Весь осмотр займет около 2 часов. Представитель застройщика может убеждать вас скорее покончить с формальностями подписания документа о приемке, но не стоит поддаваться на уговоры: нужно методично проверять квартиру и все обнаруженные дефекты записывать в листок осмотра.
Завершив осмотр и обнаружив брак, можно:
- Отказаться от подписания документа передачи до устранения неполадок застройщиком.
- Подписать акт приемки с внесением списка всех дефектов и сроками их устранения – такой вариант практикуется чаще.
В обоих случаях обязательно нужно письменно зафиксировать все претензии к застройщику в 2-х экземплярах, с подписями обеих сторон (со стороны застройщика представителем является прораб или менеджер компании). Претензии должны быть обоснованы, указаны конкретные несовпадения с договором, проектной документацией, выкопировкой БТИ.
Кроме обнаруженных неисправностей в листе осмотра отмечают системы и коммуникации, которые по разным причинам не проверялись. Например, система пожарной безопасности.
В случае, если какой-нибудь дефект в процессе осмотра ускользнул от вашего внимания, и вы спохватились уже после приемки, расстраиваться не стоит: все квартиры в новостройках подлежат гарантии от 3 лет. Даже если в договоре застройщик указал другое, закон на стороне новоселов: строители возместят ущерб, понесенный по их вине.
Быстрая приемка – есть ли смысл?
У новоселов новостройки могут быть личные причины для быстрой приемки, а строители не всегда торопятся исправить свои огрехи. Поэтому на практике жильцы часто принимают квартиру, закрывая глаза на отставшие обои или шатающийся унитаз.
- Для новостроек эконом класса такая тактика приемки себя оправдывает: первоначальная отделка этого сегмента жилья часто настолько неприглядна, что стало нормой перед заселением менять обои или сантехнику.
- Элитное жилье слишком дорого, чтобы после его приемки дополнительно нанимать специалистов для исправления недостатков отделки, поэтому в этом случае принимать квартиру следует правильно, с тщательным и дотошным осмотром.
Если в новостройке планируется дорогая отделка по индивидуальному дизайну, то с ее исполнением нужно повременить 1–2 года. За это время дом даст усадку, и дорогой ремонт не пострадает впоследствии.
Нанятый для осмотра специалист или собственная теоретическая подготовка не обеспечивают получение квартиры без брака, но правильно заполненный акт приемки позволяет получить скидку или компенсацию.